эффект аудитории


эффект аудитории
— присутствие публики, даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения испытуемого или на выполнение задачи. Во время обучения присутствие зрителей скорее смущает испытуемого, но если решение освоено или в тех случаях, когда требуется физическое усилие, присутствие публики облегчает дело.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

Эффект аудитории
Эффект присутствия других людей, наблюдающих за вашей работой. Результаты исследований в этой области часто кажутся противоречивыми. Иногда эффект аудитории улучшает нашу работоспособность (социальное содействие), а иногда приводит к противоположному результату (социальное торможение). Ранний анализ, проведенный Зайонком, показал, что:
• Если работа легкая и хорошо знакомая, то присутствие других людей оказывает поощряющее воздействис.
• Если работа трудная и плохо знакомая, то присутствие других людей оказывает подавляющее воздействие.
Присутствие наблюдателей усиливает выработку доминантных реакций у людей, выполняющих работу. Доминантными называются реакции, которые наиболее вероятны в любое данное время. При выполнении простой работы это означает увеличение количества правильных реакций (хорошая производительность), а при выполнении трудной работы это означает увеличение количества неправильных реакций (человек совершает больше ошибок).
Когнитивномотивационная модель социального торможения и содействия
Существует несколько возможных объяснений этих результатов:
• Присутствие наблюдателей вызывает активацию у людей, выполняющих работу. Это сстественная рсакция на присутствие посторонних, усиливающая общий драйв, или внутренний импульс организма.
• Присутствие наблюдателей создает предчувствие оцеики, усиливающее активацию и общий тонус организма. Это усвоенная реакция на возможную оценку работы.
• Присутствие наблюдателей является отвлекающим фактором. Поскольку отвлечение всегда ухудшает производительность (оно разделяет наше внимание между работой и наблюдателями), благотворный эффект от повышенной активации должен превосходить негативный эффект отвлечсния. Обычно это происходит при выполнении легких и знакомых задач.
• Когнитивномотивационное объяснение: присутствие наблюдателей создает осознание возможных отрицательных последствий неудачи (замешательство или неодобрение) либо возможных положительных последствий (одобрение или восхищение). Возможность отрицательных последствий усиливает активность, не имеющую отношения к работе (например, беспокойство), что приводит к увеличению усилий. При выполнении простой работы благотворный эффект от увеличения усилий превосходит негативный эффект от беспокойства, и работоспособность увеличивается. При выполнении сложной работы негативный эффект от беспокойства усиливается (происходит разделение внимания), и производительность падает. Это представлено на диаграмме на с. 398.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. . 2000.

Смотреть что такое "эффект аудитории" в других словарях:

  • Эффект аудитории — (эффект Зайонца, эффект фасилитации) влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов,… …   Википедия

  • Эффект Зайонца — Эффект аудитории (эффект Зайонца, эффект фасилитации) влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один… …   Википедия

  • Эффект фасилитации — Эффект аудитории (эффект Зайонца, эффект фасилитации) влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один… …   Википедия

  • Эффект Форера — Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… …   Википедия

  • Эффект субъективного подтверждения — Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… …   Википедия

  • Эффект форера — Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… …   Википедия

  • Эффект Розенталя — или эффект Пигмалиона  психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества …   Википедия

  • Эффект Пигмалиона — Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление… …   Википедия

  • Эффект Барнума — (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения)  общее наблюдение, согласно которому люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле …   Википедия

  • Эффект последовательности — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «эффект аудитории» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.