- влечение
-
— психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. В. является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и др. В. — одно из центральных понятий психоанализа.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- влечение
-
— инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, — уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей. Преходящее явление, ибо явленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и пр. Влечение — одно из центральных понятий психоанализа. Это — стремление к удовлетворению неосознанной или недостаточно осознанной потребности, своеобразный первоисточник всякого психического движения и поведения, характерный наличием источника энергии (силы), цели и объекта. При этом недостаточность сознательного контроля обусловлена тем, что связь предмета и эмоционального отклика на него первоначально должна быть подвергнута цензуре по критерию соответствия образу Я, а это может вести к включению механизмов защиты психологической. Согласно З. Фрейду, влечение происходит из внутренних источников раздражения и действует как постоянная сила, ориентированная на устранение возбуждения; потому это понятие служит для отграничения душевного от телесного. Самое простое и естественное предположение о природе влечений — что они не обладают никаким качеством, а принимаются во внимание как мерило требуемой работы, предъявляемой душевной жизни. Лишь отношение влечений к их соматическим источникам и их целям отличает их друг от друга и придает им специфические свойства. Источник влечений — возбуждающий процесс в некоем органе; ближайшая цель влечения — прекращение этого раздражения. Итак, в психоанализе классическом влечение характеризуется четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией). С начала 20-х гг. Фрейд разделял:1) влечения к жизни — жизнеутверждающие; их цель — сохранение и развитие жизни во всех ее аспектах; сюда относятся влечения сексуальные и влечение к самосохранению;2) влечения к смерти, агрессии, разрушению; под ними понимаются присущие индивиду, обычно бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние. Влечения понимаются и как наличие в организме стремления к восстановлению некоего прежнего состояния. Они опираются на раздражения, идущие изнутри организма, и действуют постоянно, избирая объектом то, посредством чего могут достичь цели. В числе объектов могут быть и части собственного тела. Хотя психоанализ преувеличивает значение влечений в психической жизни личности, в частности — влечения сексуального (см. либидо), его последователи выявили важную роль конкретных влечений в формировании различных личностных структур, механизмов защитных и пр. (см. защита психологическая).
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- влечение
-
Категория.
Субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы.Специфика.Характеризуется достаточно яркой эмоциональной окраской и отсутствием сознательных целей по достижению предмета потребности. При этом недостаточность сознательного контроля обусловлена тем, что связь предмета и эмоционального отклика на него первоначально должна быть подвергнута цензуре по критерию соответствия образу Я, а это может вести к включению механизмов психологических защиты.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- ВЛЕЧЕНИЕ
-
(англ. drive) — непосредственное эмоциональное переживание потребности (нужды) в чем-либо; побуждение, еще не опосредствованное сознательным целеполаганием. В психологической литературе чаще всего встречаются 2 трактовки. Одна делает акцент на его недостаточной осознанности, тогда как др. ставит В. в непременную связь с органическими потребностями (в пище, воде, наркотиках, гормонах и т. д.; а также в избежании болезненных состояний, вызываемых дискомфортными условиями). Оба эти взгляда имеют под собой основание, но в целом являются слишком односторонними. На самом деле В. м. б. и плохо, и хорошо осознанным (см., напр., Гомосексуализм). Недостаточная осознанность В. бывает связана не столько с отсутствием представления о его объекте, сколько с непониманием существа потребности в нем. Человек обычно в той или иной степени знает, к чему именно его влечет, но очень часто не может дать себе отчета в причине этого В. Столь же неправомерно сводить В. к проявлению одних лишь органических потребностей.Сущность В. м. б. понята только при учете принципиального отличия мотивации поведения человека от мотивации поведения животных. У последних актуализированная, отраженная в эмоциональном переживании потребность мотивирует их активность непосредственно. Если же у животного возникает сразу несколько побуждений, то верх берет просто самое сильное из них. Действия животных непроизвольны. Для взрослого нормального человека, наоборот, типична произвольная активность, первым условием которой является способность к рефлексии, к осознанию своих собственных В. и либо к принятию их или же отвержению. Возникновение В. образует начальный этап мотивационного процесса. На смену этому этапу приходит этап «желания» («хотения»), возникающего в результате сознательного решения последовать тому или др. побуждению. См. Либидо, Наркомания.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.