целеобразование

целеобразование
— процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Ц. может быть как непроизвольным, так и произвольным, характеризоваться временной динамикой. Существует ряд механизмов Ц.: превращение полученного требования в индивидуальную цель, выбор одного из имеющихся требований, превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании, превращение побочных результатов действия в цель, преобразование неосознанных предвосхищений в цель, выделение промежуточных целей, переход от предварительных к окончательным целям, образование иерархии и временной последовательности целей. Исследования Ц. образуют одно из важных направлений психологического анализа деятельности (индивидуальной и совместной): изучаются зависимость Ц. от мотивации деятельности, роль эмоций в актах Ц., оценки достижимости результата, соотношение общих и конкретных целей. Анализ Ц. ведется в функциональном плане, в плане исторического развития психики, онтогенетического (см. онтогенез) развития психики и биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.

целеобразование
— процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Бывает и непроизвольным, и произвольным; характеризуется временной динамикой. Основа формирования цели у человека его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружения. Как филогенетические предпосылки появления осознаваемых целей у человека выступают две формы предвосхищения в жизнедеятельности животных:
1) предвосхищение полезного результата — потребного будущего, достижение коего дает прямой приспособительный эффект;
2) предвосхищение средств, использование коих приведет к достижению полезного результата (возникает на относительно высоких уровнях эволюции).
В онтогенезе формирование цели идет в направлении от постановки цели и образования намерений в деятельности совместной с другими людьми — к постановке цели перед собой. В функциональном отношении в действии выделяются такие процессы:
1) образование цели;
2) осуществление действия;
3) эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода выполнения действия и его окончательного результата.
Образ предвосхищаемого результата обретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом или системой мотивов. Целеобразование, появление цели — центральный момент в ходе выполнения действия и главный механизм формирования новых действий. Психофизиологическая основа цели — закодированный в мозгу образ будущего потребного, акцептор результатов действия, регулирующий программу физиологической реализации действия посредством предвосхищаемых и санкционирующих команд (информирующих о соответствии достигнутого результата требуемому). Существует ряд механизмов целеобразования:
1) превращение полученного требования в индивидуальную цель;
2) выбор одного из наличных требований;
3) превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании;
4) превращение побочных результатов действия в цель;
5) преобразование неосознанных предвосхищений в цель;
6) выделение целей промежуточных;
7) переход от целей предварительных к окончательным;
8) образование иерархии и временной последовательности целей.
Исследования целеобразования — одно из важных направлений психологического анализа деятельности индивидуальной и совместной:
1) изучаются зависимость целеобразование от мотивации деятельности;
2) роль эмоций в актах целеобразования;
3) оценки достижимости результата;
4) соотношение общих и конкретных целей.
Анализ целеобразования ведется в плане функциональном, в плане исторического и онтогенетического развития психики и в плане биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "целеобразование" в других словарях:

  • целеобразование — целеобразование …   Орфографический словарь-справочник

  • целеобразование —         ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ (ЦО) порождение новых целей в различных видах человеческой деятельности. ЦО является общим по отношению к таким понятиям, как постановка цели и выбор цели. ЦО выступает в качестве важнейшего момента движения той или иной… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Целеобразование — процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ — процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления …   Профессиональное образование. Словарь

  • ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ — процесс порождения новых целей в жизни и деятельности человека. * * * процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Ц. может быть как непроизвольным, так и произвольным, характеризоваться временной динамикой …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Целеобразование — процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления …   Словарь по педагогической психологии

  • действие — целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о Д. как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ТЕОРИЯ ПОЛЯ ЛЕВИНА —         Левин (Lewin K., 1890 1947), германо американский психолог, известен своими исследованиями в области потребностей, воли, аффектов, демократического управления в группах.         Левин исходил из положения, что основой человеческой… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Цель (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Цель (значения). Цель (психология)   субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Цель может существовать в форме знания, представления или даже восприятия (при… …   Википедия

  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ — диагностичное целеобразование (таксономия), результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость, визуализация [17; 95] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»