тест

тест
(от англ. test — проверка) — стандартизованная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью. Т. существуют и активно используются не только в психологии, но в медицине, педагогике, технике. Т. в психодиагностике — это технологическая альтернатива произвольным субъективным оценкам, с одной стороны (они слишком зависят от личности оценщика), и чрезмерно громоздким экспериментальным процедурам и реальному «полевому» наблюдению (наблюдению за реальной деятельностью в реальных, а не в лабораторных условиях) — процедурам, к-рые оказываются слишком дорогостоящими и длительными.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.

тест
— система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида — объекта наблюдения. Стандартизованная методика психодиагностическая, инструмент для объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные или невербальные ответы или через другие виды поведения. Позволяет получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств, количественно оценить трудно поддающиеся измерению психологические качества — интеллектуальные или перцептивные способности, двигательные функции или личностные особенности, порог появления тревоги или досады в определенной ситуации, или же интерес, проявляемый к некоему виду активности. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве коих могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения переводятся в нормированные значения прежде всего на основе межиндивидуальных различий (исключение составляют тесты критериально-ориентированные). Результаты выполнения тестовых заданий служат индикаторами психических свойств или состояний. Из всех методик психодиагностических к тестам применяются самые строгие требования касательно валидности, надежности, точности и однозначности.
Однако при использовании тестов возникает немало проблем. Одна из них связана со способом нормализации теста.
От других средств проверки свойств личности тест отличается соответствием требованиям надежности, точности и валидности. Тест, созданный для измерения одного свойства, называется гомогенным. Совокупность тестов гомогенных, связанная общей концепцией или теорией измерения различных свойств личности, образует тест гетерогенный.
История тестов как научно обоснованного метода измерения началась с конца XIX в. Родоначальником тестов считается Д. Кеттелл; большой вклад в его развитие внес Ф. Гальтон.
Существует достаточно развитая теория тестов. На первом этапе ее создания основное внимание уделялось повышению качества измерений психологических на основе классического аппарата теории погрешностей измерений. Позднее теория тестов психологических стала развиваться на базе анализа латентно-структурного (П. Лазарсфельд и пр.) и связанного с ним ряда математических моделей измерения. На смену классической теории тестов пришла «математическая теория оценки качества заданий и параметров личности». На ее основе делаются все современные тесты. Использование этой теории позволяет построить характеристические кривые заданий теста, отражающие эффективность их работы применительно каждого испытуемого. Это обусловливает широкое применение тестирования адаптивного — в зависимости от целей исследования и возможностей испытуемых.
Тесты весьма разнообразны. Есть множество их классификаций по различным основаниям — в зависимости от тестового материала, диагностируемых особенностей и формы проведения:
1) по предмету тестирования — качеству, оцениваемому тестом — различаются тесты интеллекта, тесты личностные и тесты межличностные;
2) по особенностям используемых задач — различаются тесты практические, тесты образные и тесты словесные;
3) по характеру материала для испытуемых — различаются тесты бланковые и тесты аппаратурные;
4) по объекту оценивания — различаются тесты процессуальные, тесты достижений, тесты способностей, тесты состояний и свойств (см. тест состояний). Сверх того, выделяются тесты групповые и индивидуальные.
Тесты интеллекта часто выделяются в отдельную группу: к ним обращаются, когда нужно точно определить общий уровень развития интеллектуального (см. развитие умственное: уровень).
Особую группу составляют тесты проективные, основанные не на прямой, но косвенной оценке качеств испытуемого. Оценка получается путем анализа того, как испытуемый воспринимает и интерпретирует некие многозначные объекты: сюжетно-неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные фразы и пр. Предполагается, что в ходе тестирования он неосознанно «вкладывает»-«проецирует» самого себя.
Как метод тестирования в исключительных случаях применяется эксперимент психодиагностический — в основном, когда выявление и оценка нужного качества иным способом не представляется возможным.
Самые существенные признаки тестов:
1) стандартизованность предъявления и обработки результатов;
2) независимость результатов от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога;
3) сопоставимость индивидуальных данных с нормативными — полученными в тех же условиях в достаточно репрезентативной группе.
Разработка тестов предполагает их статистическую) проверку по критериям валидности, надежности, однородности, дифференцирующей силы, достоверности и прогностичности. Как к методам точной диагностики, к ним предъявляются особые требования:
1) адаптированность к данной стране и данным условиям (см. адаптированность социокультурная);
2) простота формулировок и однозначность тестовых заданий (см. однозначность);
3) ограниченное время выполнения заданий (см. задание тестовое: ограниченность временная);
4) наличие норм тестовых для данного теста.
Помимо того, к ним предъявляются требования, типичные для всех методик психодиагностических: валидность, надежность, однозначность и точность.
Кроме требований к собственно тестам, существуют определенные строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов (см. тестирование: правило).

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

тест
Этимология.
Происходит от англ. test - испытание, исследование.
Категория.
Стандартизированная процедура психологического измерения.
Специфика.
Служит для определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения переводятся в нормированные значения прежде всего на основе межиндивидуальных различий. Исключением являются критериально-ориентированные тесты. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Разработка теста предполагает его статистическую проверку по критериям валидности, надежности, однородности, дифференцирующей силы, достоверности и прогностичности.
Виды:
• тесты интеллекта,
• тесты способностей,
• личностные тесты,
• тесты достижений.

Психологический словарь. . 2000.

ТЕСТ
(англ. test) — стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач. Т. представляет собой серию кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). Как правило, показатели выполнения Т. (иногда их можно называть «показателями успешности») выражаются в относительных величинах: за единицу часто принимается та или иная мера вариативности индивидуальных данных (см. Коэффициент интеллекта). Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний.
Т. разделяются на 2 основных типа: 1) собственно психологические Т., 2) Т. достижений (испытания знаний, умений, навыков, уровня общей или профессиональной подготовки).
Психологические Т. классифицируются по различным основаниям. По предмету диагностики выделяют Т. способностей (в т. ч. Т. интеллекта) и Т. личности (в т. ч. социально-психологические Т.), а по способу реализации — манипулятивные Т., Т. «карандаш—бумага», аппаратурные, ситуационно-поведенческие, компьютерные. Кроме того, различаются аналитические Т. и тестовые батареи; индивидуальные и групповые Т. По цели применения выделяют Т. готовности к школе, клинические Т., Т. профотбора и пр. По психометрическим основаниям Т. делятся на те, в основе которых лежат шкалы индивидуальных различий, и на критериально-ориентированные Т.
Разработка Т. включает проверку его на валидность, надежность, однородность, дифференцирующую силу, достоверность и прогностичность. Тестовые шкалы основаны на статистической обработке результатов обследования больших выборок. Различаются 3 вида интерпретации тестового результата: соотнесение «сырого балла» со стандартными нормами, характеризующими внутригрупповой разброс результатов; интерпретация индивидуального профиля результатов выполнения отдельных субтестов; качественный портрет личности на основе применения диагностической экспертной системы.
Понятие «Т.» ввел Джеймс Кеттел в конце XIX в. (см. Измерения в психологии), но распространение тестовый метод получил лишь в 1-й половине XX в., благодаря работам А. Бине, Л. М. Термена, Г. И. Россолимо и др. Первым популярным Т. стала шкала Бине—Симона, созданная в 1905 г. для диагностики уровня умственного развития детей и выявления не способных к обучению в массовой школе (см. Бине—Симона тест). В настоящее время психологами разработано несколько тысяч Т. и тестовых батарей. Со временем Т. устаревает, т. к. изменяется культура общества, уровень образования населения, возникает т. н. тестовая искушенность, что требует пересмотра содержания тестовых заданий. Не существует Т., свободных от культуры, поэтому любой зарубежный Т. нуждается в ревалидизации.
Применение Т. всегда является этапом решения исследовательской или практической задачи, совместной деятельностью психодиагноста и клиента. Важное значение имеет соблюдение техники и этики психологического тестирования. Любые Т., равно как и компьютерные психодиагностические системы, подлежат сертификации. Широкое применение Т. в образовании, при профотборе, в клинике должно сопровождаться повышением качества подготовки психодиагностов. См. Психодиагностика, Психологическая диагностика. (В. Н. Дружинин.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "тест" в других словарях:

  • тест — тест, а …   Русский орфографический словарь

  • тест — тест/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Тест — (от слова англ. test)  «испытание», «проверка» это метод изучения глубинных процессов деятельности человека, посредством его высказываний или оценок факторов функционирования системы управления Содержание 1 Программирование 2 Математика …   Википедия

  • тест — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? теста, чему? тесту, (вижу) что? тест, чем? тестом, о чём? о тесте; мн. что? тесты, (нет) чего? тестов, чему? тестам, (вижу) что? тесты, чем? тестами, о чём? о тестах 1. Тест это стандартное… …   Толковый словарь Дмитриева

  • тест — диагностика, задание, опробывание, задача, мира, испытание Словарь русских синонимов. тест сущ., кол во синонимов: 24 • автотест (1) • …   Словарь синонимов

  • ТЕСТ — 1) клятвенное отречение от папы, которое должен дать каждый, вступающий в общественную должность в Англии, для доказательства, что он не тайный католик. См. ТЕСТ АКТ. 2) пробирный сосуд; плавильник. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • тест — [тэ], а; м. [от англ. test испытание, исследование] Психол. Стандартное задание, применяемое с целью определения умственного развития, специальных способностей, склонностей человека и других сторон его личности. Психологический, профессиональный… …   Энциклопедический словарь

  • ТЕСТ —         (англ. test проба, испытание, исследование) в психологии, стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологич. и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.… …   Философская энциклопедия

  • ТЕСТ — [тэст], теста, муж. (англ. test) (псих.). Психотехническое испытание, состоящее в том, что испытуемому предлагается решить одну или несколько задач для определения тех или иных его способностей (памяти, внимания, быстроты реакции и т.д.). Метод… …   Толковый словарь Ушакова

  • Тест — совокупность входных данных для программы, а также точное описание всех результатов, которые должна выработать программа на этих данных. По английски: Test См. также: Тестирование программ Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»