теория формирования действий умственных

теория формирования действий умственных
(теория поэтапного формирования умственных действий, — теория планомерного формирования умственных действий) концепция, разработанная П. Я. Гальпериным и развитая его последователями. Представляет собой общие психологические основы формирования знаний, умений и навыков с предзаданными свойствами на базе определенного плана и программы их поэтапного развития — как управляемого извне процесса образования представлений и понятий об объектах на основе действий внешних.
Основана на ряде допущений:
1) перед выполнением нового действия нужна активная ориентировка субъекта в условиях действия;
2) построение действия выполняется при преимущественной ориентации на орудия деятельности психической, в качестве коих выделяются эталоны, знаки, меры;
3) восприятие и мышление суть интериоризованные действия внешние — действия предметные.
В контексте этой теории описаны четыре группы условий, требуемых для овладения новым умственным действием:
1) наличие мотивации;
2) выполнение действия во внешней форме без ошибок;
3) обретение действием свойств обобщенности и разумности;
4) перевод действия в умственный план.
При выполнении требований теории в процессе учебном регламентируются следующие действия:
1) сначала для учащихся разъясняется основа действия ориентировочная (см. действие: основа ориентировочная), представленная в виде схемы на карточке;
2) на базе этой схемы начинается решение задач, совокупность коих соответствует полноценному действию.
При этом действие сначала выполняется и отрабатывается в речи внешней, которая переходит в речь внутреннюю и, наконец, в речь скрытую, являющую собой исключительно внутреннее действие.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "теория формирования действий умственных" в других словарях:

  • теория поэтапного формирования умственных действий — Этимология. Происходит от греч. theoria исследование и лат. formare образовывать. Автор. П.Я.Гальперин. Категория. Концепция управления процессом образования представлений и понятий об объектах на основе внешних действий. Специфика. Основана на… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ — ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ. Теория обучения, разрабатывающая способы презентации системы ориентиров, первоначально необходимых для овладения родным языком, а впоследствии – и иностранным. Позднее переименованная ее… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • формирования умственных действий теория — см. теория поэтапного формирования умственных действий Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Теория Поэтапного Формирования Умственных — действий концепция, разработана П.Я. Гальпериным , об управляемом извне процессе образования представлений и понятий об объектах на …   Психологический словарь

  • ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ — теория усвоения, в основе которой заложена идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина); умственное развитие, как и усвоение знаний, формирование навыков и умений происходит… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Теория поэтапного формирования умственных действий — учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий, выдвинутое П.Я. Гальпериным …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Теория поэтапного формирования умственных действий — учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий, выдвинутое П.Я. Гальпериным …   Словарь по педагогической психологии

  • теория поэтапного формирования умственных действий — современная концепция обучения, нашедная широкое распространение, применение и при обучении радистов, телеграфистов и т.д. Согласно этой концепции умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, то… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Теория поэтапного формирования умственных действий — (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) современная концепция обучения, нашедшая широкое распространение и применение при обучении военнослужащих. Согласно этой теории, умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков и умений, происходит путем… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Поэтапного формирования умственных действий концепция — выдвинутое П.Я. Гальпериным психологическое учение о закономерностях прижизненного формирования конкретных элементов психической жизни человека умственных (идеальных) действий, образов и понятий. Следует дифференцировать расширенную трактовку П.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»