- садомазохизм
-
— сочетание садизма и мазохизма у одного индивида, или то же сочетание в человеческих отношениях. Половое поведение, включающее в себя в качестве элементов мазохистские и садистские эмоциональные переживания. Сосуществующие в одном человеке садистские и мазохистские тенденции могут обусловливать как чередование реализуемых им самим ролей, так и — при однозначном выполнении ролей — тесноту связи со своим партнером, выполняющим противоположную роль. Часто садист и мазохист образуют своеобразно-гармоничные сексуальные пары.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- садомазохизм
-
Этимология.
Происходит от имен французского писателя маркиза де Сада и австрийского писателя Захер-Мазоха.Категория.Форма половой перверсии.Специфика.При этом половое поведение, включающее в себя в качестве элементов мазохистские и садистические эмоциональные переживания. Сосуществующие в одном человеке садистические и мазохистские тенденции могут обусловливать как чередование реализуемых им самим ролей, так и - при однозначном выполнении ролей - тесноту связи со своим партнером, который выполняет противоположную роль. Часто садист и мазохист образовывают достаточно гармоничные сексуальные пары.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- САДОМАЗОХИЗМ
-
(англ. sado-masochism) — собирательный термин для обозначения садизма и мазохизма, как дополняющих друг друга способов сексуального удовлетворения, включая наличие обеих девиаций у одного индивида. Для обозначения этого сложного комплекса на рубеже XIX-XX вв. нем. врач Альберт Эйленбург предложил не ставший общеупотребительным термин «алголагния», или альголагния (от греч. algos — боль + lagneia — соитие, похоть), подразделив ее на активную (садизм) и пассивную (мазохизм) формы. Необходимость обобщающего понятия для, казалось бы, противоположных девиаций обосновывается существованием между ними глубокой связи. Садист и мазохист часто составляют в некотором смысле гармоничную сексуальную пару. Более того, в одном человеке могут сосуществовать садистские и мазохистские тенденции, что определяет чередование сексуальных сценариев (напр., активные и пассивные флагеллянты нередко меняются ролями и бичуют друг друга) и позволяет говорить о единой — садомазохистской наклонности.Отношение к С. неоднозначно. Успешность партнерства садиста и мазохиста зависит не только от характера девиации, но и от степени ее выраженности. Если формы сексуального поведения одного партнера укладываются в диапазон приемлемости др., то они, служа лишь средством сексуального возбуждения и удовлетворения, усиливают сексуальные и эмоциональные связи в паре. В таком случае принято считать, что, являясь анормальностью (по сравнению с общепризнанной нормой), С. имеет право на существование. Однако психосексуальная стабильность пары нарушается, если садистская направленность одного усиливается и причиняемые им страдания превышают тот оптимум, который связан с их оргастическим переживанием партнером. В таком случае С. вступает в противоречие с естественными правами сексуального партнера и должен считаться недопустимым. Это справедливо и для нестабильных пар.По мнению некоторых авторов, элементы С. присутствуют в сексуальной жизни большинства людей. Именно они создают возможность хотя бы частично компенсировать, с одной стороны, обычно подавляемое желание властвовать и, с др. — стремление к покорности, вверению себя более сильному и могущественному партнеру, отказу от психологической защиты. Польский сексолог К. Имелинский высказывает предположение о связи С. и эротической любви, проявляющейся в том, что страдания, связанные с любимым человеком, усиливают чувство и наслаждение. Кроме того, он квалифицирует публичные казни, бои быков, гладиаторские игры и т. п. как массовое проявление С. (И. А. М.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.