- реминисценция
-
(в психологии) (от лат. reminiscentia — припоминание) — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным). Термин Р. был предложен сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 г. Р. может наблюдаться при запоминании самого различного вербального и наглядного материала, а также при закреплении сенсомоторных навыков. Особенно часто Р. проявляется при работе с большим объемом логически или предметно связанного материала, оказывающего на человека эмоциональное воздействие. Р. более выражена в детском возрасте.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- реминисценция
-
— в психологии — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным); воспроизведение — спустя некое время после запоминания-того, что при непосредственном восприятии было как бы недоступно. Может наблюдаться при запоминании самого различного вербального и наглядного материала, а также при закреплении навыков сенсомоторных. Особенно часто проявляется при работе с большим объемом логически или предметно связанного материала, оказывающего на человека эмоциональное воздействие. Более выражена в детском возрасте — особенно в возрасте дошкольном и школьном младшем.Эффект реминисценции может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве коего могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, — особенно если материал является логически связанным, большим по объему и воздействует эмоционально.Для объяснения явления реминисценции предложен ряд гипотез. Согласно одной из них, утомление во время заучивания материала приводит к ухудшению непосредственного его воспроизведения. Отсрочка позволяет восстановить оптимальное функциональное состояние и так улучшает воспроизведение материала. Другая гипотеза основана на предположении о существовании процессов скрытого повторения материала, продолжающихся после прекращения явного заучивания и приводящих к лучшему воспроизведению после отсрочки. Реминисценцию можно объяснить и тем, что после отсрочки уменьшается интерференция хранящейся в памяти информации. Но пока ни одна из гипотез не может претендовать на полное объяснение всех случаев реминисценции.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- реминисценция
-
Этимология.
Происходит от лат. reminiscor - припоминаю.Категория.Воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно.Специфика.Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших школьников.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
-
(от лат. reminiscor — припоминать; выдумывать) — мнемический эффект, состоящий в отсроченном припоминании того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) не удавалось воспроизвести. В результате происходит частичное или даже общее улучшение отсроченного воспроизведения по сравнению с непосредственным. Р. наблюдается в процессе запоминания самого различного вербального и наглядного материала (тексты, стихи, списки, наборы картинок, предметов). Особенно ярко Р. проявляется в памяти на эмоционально окрашенные жизненные события и при работе с логически связным материалом. Р. чаще обнаруживается при запоминании большого по объему материала, а также — у детей, чем у уч-ся старших классов и взрослых. (Т. П. Зинченко.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.