психотехника

психотехника
(от греч. techne — искусство, мастерство) —
1) ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. В качестве синонима «индустриальной психологии» или «психологии техники» термин П. впервые был использован в 1903 г. немецким психологом В. Терном. В дальнейшем П. получила теоретическое оформление в работах немецких психологов В. Штерна, Г. Мюнстерберга и др. Основными задачами П. признавались: осуществление профессионального отбора и профессиональной ориентации; изучение утомления и упражнения в процессе труда; приспособление человека к машине и машины к человеку; выяснение эффективности различных средств воздействия на потребителя (реклама); тренировка психических функций при подготовке работников и т. д.
2) В настоящее время термин П. иногда используется в качестве синонима термина «психотехнология» в психиатрии, где для изменения поведения людей, признанных душевнобольными и социально опасными, наряду с психиатрическими средствами используются технические (электронные, компьютерные и др.) средства. В социальной психиатрии П. — это система принципов, методов и средств, направленная на управление человеческим поведением (см. манипуляция психологическая) посредством насильственного (тайного или явного) вмешательства в человеческую психику (через наркотики, гипноз, психофизическое воздействие и т. п.).
3) В различных направлениях психологии и психологических школах под П. понимают конкретные методические приемы или систему приемов, используемых для тестирования, наблюдения, беседы, экспериментального исследования и т. п.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.

психотехника
1. Ранний этап развития психологии труда и психологии инженерной, главной проблемой коего была научная организация труда (см. труд: организация научная). Ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. Возникла в начале XX в., ее основные положения и теоретическое оформление были впервые сформулированы в работах немецких психологов В. Штерна (1903) и Г. Мюнстерберга (1910).
Основными задачами психотехники признавались:
1) осуществление отбора профессионального и ориентации профессиональной;
2) изучение утомления и упражнения в процессе труда;
3) приспособление человека к машине и машины к человеку;
4) выяснение эффективности различных средств воздействия на потребителя (реклама);
5) тренировка функций психических при подготовке рабочей силы, и пр.
В России психотехника была связана прежде всего с именем И. Н. Шпильрейна. Отечественная психотехника получила значительное развитие в 20-х и в первой половине 30-х гг. Ее характерная черта — перенесение центра тяжести в исследовательской работе с проблемы отбора профессионального на задачи, связанные с рационализацией методов политехнического и профессионального обучения, организацией трудового процесса, формированием навыков и умений, борьбой с травматизмом и аварийностью и пр. В 1936 г. все психотехнические учреждения СССР были ликвидированы.
2. За рубежом понятие психотехники в общем стало идентично понятию психологии прикладной и включает в себя содержание различных отраслей психологии труда (психология инженерная, психология промышленная), психологии военной, психологии торговли, и пр.
3. В распространенном, более позднем понимании — техника психологическая, то есть конкретный комплекс психологических приемов воздействия, нацеленный на психокоррекцию, устранение «психологических неполадок» клиентов, и пр.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

психотехника
Этимология.
Происходит от греч. psyche - душа + techne - искусство.
Категория.
Ранний этап развития психологии труда и инженерной психологии.
Специфика.
Главной проблемой была научная организация труда. Основные положения психотехники были впервые сформулированы в работах В.Штерна (1903) и Х.Мюнстерберга (1910). В России была связана прежде всего с именем И.Н.Шпильрейна и наиболее широкое распространение получила в 20-30 гг. После постановления "О педологических извращениях в системе наркомпросов", в котором была осуждена практика использования тестов, все психотехнические учреждения СССР были ликвидированы.

Психологический словарь. . 2000.

ПСИХОТЕХНИКА
(англ. psychotechnics) — направление и раздел в психологии, в котором разрабатывались вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач, г. о. в плане изучения проблем научной организации труда (см. также Тейлора система). Основными задачами П. являлись: профессиональный отбор и профессиональная консультация, рационализация трудовых приемов (см. Приемы трудовые), техники и условий труда, пути снижения аварийности и травматизма, совершенствование методов производственного обучения. Термин П. впервые встречается в работах нем. психологов В. Штерна (1903) и Г. Мюнстерберга (1910).
В СССР П. начала развиваться с основанием лабораторной промышленной П. Центрального института труда (ЦИТ), которую возглавил И. Н. Шпильрейн (1920). К концу 1920-х гг. П. получила широкое распространение. Начиная с 1930-х гг. исследования в области П. велись по рационализации трудовых приемов (в металлургической, машиностроительной, химической, обувной промышленности), организации производственного обучения, совершенствованию орудий труда, органов управления и др.
После принятия ЦК ВКП(б) постановления «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (см. Педология, Психодиагностика), в котором была подвергнута критике практика использования якобы ненаучных тестологических испытаний, широко распространенная ив П., психотехнические учреждения в СССР были ликвидированы. См. Психология труда, Эргономика.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

психотехника
   ПСИХОТЕХНИКА (с. 509)
   «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его вновь», - предостерегал американский философ Джордж Сантаяна. Для российских психологов, которые нынче пребывают в эйфории от широкого признания и успеха, это .напоминание совсем нелишне. В истории отечественной науки было немало печальных, даже трагических страниц, внимательно присмотревшись к которым нельзя не насторожиться их пугающему сходству с ситуацией дней нынешних.
   23 октября 1936 г. в газете «Известия» была опубликована статья профессора В.Н.Колбановского, в ту пору директора Психологического института в Москве, с красноречивым названием «Так называемая психотехника». Людей, знакомых с публицистической лексикой тех лет, сама эта формулировка не могла не насторожить: «так называемая» следовало понимать как «не заслуживающая достойного наименования». И действительно, статья, появившаяся в официальной (иной тогда просто не существовало) печати, звучала обвинительным приговором целой отрасли психологической науки и практики, фактически это означало разгром - аналогичный тому, какой незадолго до того претерпела педология. Правда, на педологов ножом гильотины обрушилось постановление ЦК ВКП(б). Психотехники официальной «казни» не удостоились, их добили попутно руками коллег, вовремя понявших, куда дует ветер. Последовавшие за этим самые настоящие ссылки и казни вроде бы уже никакого отношения к науке не имели. Психотехника была уже умервщлена руками Колбановского со товарищи, оставалось только ликвидировать людей, а с этим в ту пору заминок не возникало.
   Современным психологам нелишне напомнить, что под психотехникой семь десятилетий назад понималось совсем не то, что нынче. В наши дни принято говорить о «психотехниках» как практических приемах психологического воздействия. В 20 - 30-е гг. психотехника была синонимом прикладной, или, если угодно, практической, психологии. Но если в наши дни практическая психология - это по преимуществу гибрид терапии и консультирования, то тогда психотехника в основном совпадала с той отраслью, которую мы называем психологией труда (хотя отнюдь этим не исчерпывалась). Оно и понятно: для наших дедов на первом месте стояла работа, а над проблемами, с которыми принято сегодня бежать к психологу, они, наверное, просто посмеялись бы. Вряд ли стоит идеализировать менталитет довоенного строителя социализма, но нельзя не признать, что тренинг личностного роста был ему попросту не нужен (как, впрочем, и всем предшествующим поколениям), а энкаунтер-группу ему вполне заменяли друзья и близкие.
   Зародившаяся на Западе благодаря стараниям Г.Мюнстерберга и В.Штерна, психотехника довольно быстро доказала свою практическую полезность и эффективность - главным образом в области оптимизации трудовых процессов, а также, не в последнюю очередь, профотбора. Именно эти аспекты психотехники стали активно разрабатываться и в нашей стране. Но именно отбор и стал тем пробным камнем, на котором психотехника «сломалась», как чуть ранее и педология. Всякий отбор предусматривает сортировку людей по определенному критерию, в данном случае - по пригодности к выполнению той или иной работы. Понятно, что при сравнении одни оказываются более пригодны к какой-то деятельности, другие - менее, а третьи и вовсе абсолютно непригодны.
   По здравом размышлении совершенно ясно, что сам по себе этот факт никого конкретно не унижает и не оскорбляет. Нет такого человека, который был бы не годен абсолютно ни на что. И если я не обладаю способностями, необходимыми для успешного выполнения какой-то работы, то скорее всего смогу найти себя в иной сфере деятельности. Так, автор этих строк отнюдь не склонен терзаться тем, что сильная близорукость закрывает ему путь во многие профессии, требующие острого зрения, а, скажем, полное отсутствие музыкального слуха не позволяет сделать музыкальную карьеру, - есть ведь и другие сферы деятельности, для которых его скромных способностей вполне достаточно.
   Однако сие здравое суждение оказалось совершенно неприемлемо для общества, провозгласившего, что в нем «любая кухарка может управлять государством». Признать, что замечательная кухарка скорее всего правителем окажется никудышным и лучше б ей кухаркой и оставаться, означало войти в противоречие с основными идеологическими постулатами. Там, где считается, что любого можно поставить на любое место по усмотрению руководящих органов, научно обоснованный отбор входит в прямое противоречие с отбором произвольным - по критериям классового происхождения, лояльности и т.п. Соответственно оказывается, что научный подход тут не нужен и даже вреден.
   Вот что по этому поводу с негодованием пишет профессор Колбановский.
   Пользуясь тестами, заимствованными у буржуазных ученых, совет ские психотехники стали браковать рабочих, вполне пригодных к работе в различных отраслях производства. Так, например, в Баку при профотборе водителей местного транспорта были забракованы почти все тюрки. Примерно то же проделали психотехники при профотборе железнодорожников из местного населения на Турксибе.
   Партийные организации, своевременно ударившие по этим извращениям, убедительно доказали, что рабочие, проходившие профотбор, были пригодны, а тесты, которыми их испытывали, - идиотские...
   Тогда советские психотехники решили перестроиться. Анализ основного метода психотехники на основе учета допущенных ею извращений заставил этих «ученых» прийти к выводу о необходимости отдать себе ясный отчет в этой слабой стороне их и независимо от психотехнического отбора и до него производить отбор по социальному принципу так, чтобы по данным психотехнического испытания судить только о высоте уровня внутри однородных социально приемлемых групп.
   Однако и такая робкая попытка «исправления» оказалась безуспешна. Как известно, «социально приемлемые группы» по самой природе своей тяготеют к тотальной однородности, с негодованием отвергая любой намёк на индивидуальные различия. И что в результате?
   За таблицами цифр, за многословными «теоретическими»рассуждениями мы нередко не замечаем внутренней пустоты и даже антинаучности и реакционности некоторых «наук». В данном случае речь идет о более существенном — об отсутствии достаточной классовой бдительности и принципиальной непримиримости к враждебным буржуазным теориям, некритически перенесенным на советскую почву.
   Так было с педологией. Так обстоит дело с психотехникой.
   История, теория, методы и практика одной лженауки поразительно совпадают с таким же существом у другой.
   Естественно, напрашиваются и те же выводы.
   Необходимо, конечно, признать, что в психотехнической практике (как и в педологической, на что Колбановский указывает справедливо) было допущено множество недоработок, упущений и прямых злоупотреблений. Заимствование зарубежных теорий и методов, в самом деле, зачастую происходило безоглядно, бездумно, некритически, без соответствующей адаптации. А можно ли было ожидать иного от иных «специалистов» в этой области? Вот еще одно замечание Колбановского, и сегодня заставляющее невольно вздрогнуть.
   Отсутствие регламентации психотехнической деятельности привело к тому, что в психотехнических лабораториях можно встретить бывших врачей, юристов, счетоводов, актеров, служителей культа, балерин, педологов, инженеров, психологов, цирковых дрессировщиков и т.п. В большинстве случаев это - люди, потерпевшие неудачу в преждеизбранных специальностях и ушедшие в столь легкую и бесконтрольную область деятельности.
   «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Екклесиаст).
   Нышешняя ситуация в отечественной практической психологии пугающе напоминает зеркальное отражение ситуации прошлых лет, в котором правое и левое поменялись местами, но анфас идентичен до малейших деталей. Наши психологи, многим из которых профессионализма явно недостает (как тут не вспомнить переквалифицировавшихся балерин!), с неиссякаемым энтузиазмом подхватывают малейший чих, доносящийся из-за океана, и с мичуринской лихостью берутся приживлять ананасы на наших березах. Но на Западе за прошедшие десятилетия веяния переменились. Там на своем (да отчасти и на нашем) горьком опыте поняли, насколько небезопасно злить малоспособных, и научились, скрепя сердце, перед ними лицемерно заискивать. Селекция и оценки сохранились для элиты. Для массового пользования выброшен лозунг «Каждый имеет право...». Чтобы узнать ему подлинную цену, попробуйте по окончании муниципальной школы поступить в Оксфорд. Мы же наивно принимаем его за чистую монету и принимаемся насаждать у себя повсеместно. А потом станем удивляться, когда на Западе перестанут признавать даже те наши дипломы, которые пока еще в цене.
   Увы, грабли новой модели при наступлении на них гарантируют те же шишки, что и прежде.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. . 2005.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "психотехника" в других словарях:

  • психотехника — психотехника …   Орфографический словарь-справочник

  • Психотехника — (от греч. ψυχή  душа, и др. греч. τεχνικός от τέχνη  искусство, мастерство, умение)  отрасль психологии, получившая широкое распространение в 1910 1930 х гг. и изучавшая приложение психологии к решению практических вопросов, в… …   Википедия

  • ПСИХОТЕХНИКА — ПСИХОТЕХНИКА, отрасль психологии, изучающая роль «психологического фактора» в различных областях человеческой деятельности с целью ее рационализации. Термин «психотехника» впервые применен был В. Штерном (W. Stern) в 1903… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ПСИХОТЕХНИКА — первоначальное обозначение отрасли психологии, занимающейся вопросами трудовой деятельности человека. термин введен В. Штерном (1903), первая попытка оформления как науки сделана Г. Мюнстербергом (1908). Получила интенсивное развитие в 1 й трети… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Психотехника — ранний этап развития психологии труда и инженерной психологии, главной проблемой которого была научная организация труда. Основные положения психотехники были впервые сформулированы в работах В. Штерна (1903) и Г. Мюнстерберга (1910). В России… …   Психологический словарь

  • ПСИХОТЕХНИКА — ПСИХОТЕХНИКА, психотехники, мн. нет, жен. (от греч. psyche душа и слова техника) (научн.). Отдел прикладной психологии, занимающийся методами определения пригодности человека к некоторым профессиям. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПСИХОТЕХНИКА — «душевная техника»; в широком смысле – прикладная психология (см. Психология труда); испытание способностей (см. Тейлоризм). Основатель психотехники как науки – Г. Мюнстерберг (в 1908). В последнее время термин вышел из употребления, проблемы и… …   Философская энциклопедия

  • психотехника — психотехники, мн. нет, ж. [от греч. psyche – душа и слова техника] (науч.). Отдел прикладной психологии, занимающийся методами определения пригодности человека к некоторым профессиям. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • психотехника — сущ., кол во синонимов: 1 • техника (41) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Психотехника —         отрасль психологии, предметом которой явилось приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью человека; по своему содержанию и методам в значительной части совпадает с психологией труда …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»