психология творчества


психология творчества
— область психологических исследований творческой деятельности (см. творчество) людей в науке (см. психология науки), литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве (см. психология искусства), в изобретательстве и рационализаторстве. Методологической основой П. т. является принцип историзма. Особый раздел П. т. образует изучение творческой деятельности детей. К специфической проблематике П. т. относится изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, надситуативной активности, индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в процессе творчества (способности, талант, гениальность и пр.), влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив (см. фасилитация социальная), факторов, способных стимулировать творческую активность (групповая дискуссия, мозговая атака, некоторые психо-фармакологические средства и т. д.).

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.

психология творчества
— раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств, — область исследований психологических творческой деятельности людей в науке (см. психология науки), литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве (см. психология искусства), в изобретательстве и рационализаторстве. Стремится понять опыт художника и его формирования у индивида. Методологическая основа — принцип историзма. Особый раздел образует изучение творческой деятельности детей.
К специфической проблематике психологии творчества относится:
1) изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, активности надситуативной;
2) изучение индивидуально-психологических особенностей, проявляемых в процессе творчества, — способностей, таланта, гениальности и пр.;
3) изучение влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив (см. фацилитация социальная);
4) изучение факторов, способных стимулировать творческую активность, — дискуссии групповой, атаки мозговой, некоих психофармакологических средств, и пр.
Важнейшие положения теории и психологии творчества таковы:
1) понимание художественного произведения есть повторение процесса творчества;
2) всякое понимание есть непонимание и предполагает дальнейшую интерпретацию со стороны воспринимающего человека;
3) мысль не передается, а только возбуждается через слово;
4) жизнь каждого поэтического сюжета, образа и прочего состоит в пользовании им.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

психология творчества
Этимология.
Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.
Категория.
Раздел психологии.
Специфика.
Изучает процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств.

Психологический словарь. . 2000.

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
(англ. psychology of creative activity) — раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни; формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека.
П. т. — один из самых трудных разделов психологии из-за расплывчатости критериев нового и оригинального, строго говоря, вся жизнь есть творчество, т. к. нельзя дважды войти в одну и ту же реку, дважды одинаково выполнить самое простое движение или одинаково произнести одно и тоже слово. Упражнение есть повторение без повторения (Н. А. Бернштейн). Каждый миг человеческой жизни не только неповторим, но есть и новое нач. (Т. Элиот). Не слишком облетает и принятие общезначимых, социокультурных критериев новизны и оригинальности продуктов человеческой деятельности. На произведениях нет «говорящих следов» (выражение Н. Н. Волкова) творческого процесса. От «говорения» авторов произведений, при всей их привлекательности, тоже немного пользы. Оно отрывочно, недостоверно или содержит удивление, признание наличия тайны, скрытой от них самих.
Прислушаемся к ученому: «Когда приходят туда, где находится первоначальный исток идеи или решения, оказываются вдруг как бы у границ неизвестного нам мира, из которого вырываются лишь редкие и беспорядочные лучи, тогда как сам он остается скрытым в непроницаемой мгле. Однако эти первые пружины, эти внутренние силы образуют внутреннюю сущность индивида и дают первоначальное движение всему; именно в них находится то, что более всего облагораживает человека — величие души, добродетель и героизм — и из них-то проистекает всякое великое действие и всякая великая мысль» (В. Ф. Гумбольдт). Наличие у творца перечисленных свойств не помогает приоткрыть тайну рождения произведения.
Прислушаемся к поэту: «Качество поэзии определяется быстротой и решимостью, с которой она внедряет свои исполнительские замыслы-приказы в безорудийную, словесную, чисто количественную природу словообразования. Надо перебежать через всю ширину реки, загроможденной подвижными и разноустремленными китайскими джонками, — так создается смысл поэтической речи. Его, как маршрут, нельзя восстановить при помощи опроса лодочников: они не расскажут, как и почему мы перепрыгивали с джонки на джонку» (О. Мандельштам). Не расскажет о маршруте движения живого движения смысла и поэт.
Пути преодоления принципиальных трудностей в изучении творчества едва-едва нащупываются. Конечной формой произведения и материалом, из которого оно создается, являются образ, слово и действие (механизм). Начиная с Гумбольдта, выделившего в языке внешнюю и внутреннюю формы, исследователи продолжали подобную работу: Г. Г. Шпет изучал внешнюю и внутреннюю форму слова, Бернштейн — изучал эти формы в действии, а А. В. Запорожец — в образе. Итог оказался удивительно интересным и поучительным. Слово, рассматриваемое как высшая форма, содержит в своей внутренней форме образ и действие. Действие, рассматриваемое как внешняя форма, содержит в своей внутренней форме слово и образ. Образ, рассматриваемый как внешняя форма, содержит в своей внутренней форме действие и слово. Подобная гетерогенность слова, образа и действия служат основанием их взаимного опосредствования; они постоянно «прорастают» друг в друга, на чем строится их возможная и искомая смысловая общность. Переплетаются предметные, вербальные и операциональные значения. Предметные и операциональные значения, невербализуемые смыслы выступают в качестве «невербального внутреннего слова» (термин М. К. Мамардашвили), эмбриона словесности (термин Шпета). Оперирование ими возможно, но оно редко доступно сознанию (перепрыгивание с джонки на джонку). Шпет, размышлявший над этим, писал: «В идее можно даже сказать: форма и содержание — одно. Это значит, что чем больше мы будем углубляться в анализ заданного, тем больше мы будем убеждаться, что оно ad infinitum идущее скопление, переплетение, ткань форм. И таков собственно даже закон метода: всякая задача решается через разрешение данного содержания в систему форм» (Шпет Г. Г. Соч. — М., 1989, с. 425). Если взять привычное разделение психических функций, то для перцепции важны чувственная ткань, для движения и действия — биодинамическая, для эмоций и переживаний — аффективная ткань. Перечисленные виды ткани, переплетаясь и взаимодействуя одна с др., претворяются в соответствующие невербальные и вербальные смысловые и значащие формы, которыми оперирует мышление. Близкими Шпету размышлениями делился М. Бахтин: «В себе значимое содержание возможного переживания-мысли не падает в мою голову случайно, как метеор из др. мира, оставаясь там замкнутым и непроницаемым. Оно вплетено в единую ткань моего эмоционально-волевого, действенно-живого мышления-переживания как его существенный момент» (Бахтин М. работы 20-х годов. — Киев, 1994, с. 36). Значит, и мысль, и мышление гетерогенны, множественно опосредованы и включают в свой состав переживание, волю, действия, образы.
Происходящее в творческом акте порождение произведения (изведение из себя) напоминает духовный и интеллектуальный тигель, в котором смешиваются, переплавляются внутренние формы слова, образа, действия. В нем «внутренний огонь, пламенея то больше, то меньше, то ярче, то приглушенней, то живее, то медленней, обычно переливается в выражение каждой мысли и каждой рвущейся вовне череды восприятий» (Гумбольдт). Или череды образов. Напр., скульптор «не успокаивается, пока полностью и в совершенстве не отвоюет мысль своего воображения у грубого камня» (Гумбольдт).
Загадка и тайна состоит в том, как переплавляющиеся в тигле гетерогенные формы («сор, из которого растут стихи») в результате дают на выходе «чистые культуры», порождают стиль: стиль слова, живописи, скульптуры, музыки, танца, мышления. Стиль глубоко индивидуальный, «прозрачный» или «темный», который ни с каким др. нельзя спутать.
Механизмы творчества продолжают оставаться вызовом науке. М. Хайдеггер пессимистически, но справедливо заметил, что мы мыслим еще не в собственном смысле слова. Поэтому мы спрашиваем, что значит мыслить? А мысль — неотъемлемая часть и главное условие творчества. И не просто мысль, а мысль о смысле (см. Мысль). Специалистам, упорно настаивающим на том, что им удалось раскрыть механизмы творчества и претендующим на формирование творческой деятельности можно порекомендовать сформировать (для начала у самих себя) отмеченные Гумбольдтом свойства воображения, необходимые для творчества: живую силу, полную свободу, строгую и совершенную закономерность во всем. К этому нужно добавить и дух: «Я чувствую, что дух мой вполне развился: я могу творить», — писал А. С. Пушкин Н. Н. Раевскому. Об этом же говорит и замечание Б. Л. Пастернака: «Талантов много — духа нет» См. Креативность, Мышление продуктивное, Психология искусства, Творческий процесс, Эвристика. (В. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Смотреть что такое "психология творчества" в других словарях:

  • Психология Творчества — раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств …   Психологический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА — литературного, научная дисциплина, изучающая психологические особенности творческой переработки писателем впечатлений действительности, психологию личности автора как творца, общие и частные закономерности процесса создания художественного… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА — – отрасль психологической науки, изучающая источники, условия и проявления творческой активности личности и коллектива, а также структуру деятельности, направленной на создание нового, оригинального в различных сферах человеческой деятельности. К …   Терминологический ювенологический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА — – область знания, изучающая созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке [80, c. 527] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — (греч., от psyche душа, и logos учение, наука). Наука о душевной деятельности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХОЛОГИЯ греч., от psyche, душа, и lego, говорю. Наука о душе. Объяснение 25000… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПСИХОЛОГИЯ — (от психо... и ...логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ — (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души ( О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… …   Современная энциклопедия

  • Психология — (от психо... и ...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, психологии, мн. нет, жен. (греч. psyche душа и logos учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных).… …   Толковый словарь Ушакова

Книги

Другие книги по запросу «психология творчества» >>