психология пропаганды

психология пропаганды
(от лат. propagare — распространять) — прикладной раздел социальной психологии, имеющий своим предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на течение и результаты этого процесса. В П. п. рассматриваются:
1) процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость;
2) психологическая сторона процессов возникновения и функционирования общественных настроений и общественного мнения;
3) способы побуждения людей к действиям в связи с объектами установок и мнений.
Цель П. п. — выявление социально-психологических характеристик содержания и формы распространяемых сообщений применительно к состоянию сознания аудитории и возможностям конкретных каналов средств массовой коммуникации для оптимального решения определенных социально-политических задач. С появлением новых технических средств массовой коммуникации (радио, телевидение и др.) предметом исследования П. п. становились психологические характеристики и возможности каждого из них. Современная П. п. учитывает резкую интенсификацию психологического взаимодействия людей в условиях высокого уровня развития технических средств тиражирования сообщений, вовлеченность в эти процессы миллионов людей, подверженность их сознания разнонаправленному пропагандистскому воздействию, включая и то, к-рое объективно противоречит их жизненным интересам.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.

психология пропаганды
— прикладной раздел психологии социальной, имеющий предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на ход и результаты этого процесса. В психологии пропаганды рассматриваются:
1) процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость;
2) психологическая сторона процессов появления и функционирования общественных настроений и общественного мнения;
3) способы побуждения людей к действиям — в связи с объектами установок и мнений.
Как самостоятельный раздел психологии социальной она возникла в первой половине XX в. в США, где ее развитие связано с работами Б. Берельсона, X. Кентрила, П. Лазарсфельда, Г. Олпорта, У. Шрамма. Различаясь в деталях создаваемых концепций, эти работы были едины в манипуляторском подходе к сознанию аудитории, даже если исходили из взаимоисключающих философских посылок. Позднее проведенные ими исследования стали основой разработок в области манипулятивной пропаганды, направленных на то, чтобы добиться максимальной эффективности при минимуме социальной ответственности.
Цель психологии пропаганды — выявление социально-психологических характеристик содержания и формы распространяемых сообщений в их связи с состоянием сознания аудиторий и возможностями конкретных средств массовой коммуникации — для оптимального решения определенных социально-политических задач.
Одна из исследовательских задач психологии пропаганды — изучение реальных и потенциальных аудиторий с позиции их ориентации ценностных и потребностей в информации. Ею также анализируются процессы, связанные с восприятием сообщений, их дальнейшей переработкой и, наконец, их принятием или непринятием субъектом. Важное направление — выявление критериев эффективности пропаганды.
Современная психология пропаганды учитывает резкую интенсификацию психологического взаимодействия людей в условиях высокого уровня развития средств тиражирования сообщений, вовлеченность в эти процессы миллионов людей, подверженность их сознания разнонаправленному пропагандистскому воздействию, включая противоречащее их жизненным интересам.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "психология пропаганды" в других словарях:

  • ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ — англ. psychology of propaganda; нем. Propagandpsychologie. Раздел психологии, изучающий закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на течение… …   Энциклопедия социологии

  • Психология пропаганды — (лат. propagare распространять) прикладной раздел социальной психологии, имеющий своим предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Психология пропаганды — [лат. propagare распространять] прикладной раздел социальной психологии, имеющий своим предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на …   Психологический лексикон

  • ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ — англ. psychology of propaganda; нем. Propagandpsychologie. Раздел психологии, изучающий закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на течение… …   Толковый словарь по социологии

  • психология экологическая — (психология среды) недавно появившаяся междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношений человека и среды внешней пространственно географической, социальной, культурной органично включенной в жизнедеятельность и служащей …   Большая психологическая энциклопедия

  • психология среды —      (психология среды) недавно появившаяся междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношений человека и среды внешней пространственно географической, социальной, культурной органично включенной в жизнедеятельность и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… …   Большая психологическая энциклопедия

  • экологическая психология — (психология среды) междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ — область социологии, изучающая процессы пропагандистской деятельности и ее эффективности, во первых, с позиций представленности в содержании пропаганды интересов тех или иных слоев и классов об ва и, во вторых, с позиций восприятия… …   Российская социологическая энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —         наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп.         С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»