психология критическая

психология критическая
— направление марксистски ориентированной психологии, возникшее в Германии на рубеже 60 — 70-х гг. XX в. Ведущие представители — К. Хольцкамп (глава школы), У. Хольцкамп-Остеркамп, П. Кайлер, К. X. Браун, Г. Ульманн, О. Дрейер, и пр. Один из основных психологических источников ее концепции — теория деятельности А. Н. Леонтьева, с коей она имеет много общих мест.
Особое место в психологии критической занимают исследования социогенеза — развития психики в конкретных типах общества, а также изучения представителей конкретных социальных групп, классов, слоев общества и пр.
Концепция психологии критической — не умозрительная конструкция, но вырастает из практики и «врастает» в нее: на базе оригинальной теории развития личности вырабатываются соответственные педагогические и психотерапевтические рекомендации.
Одно из основных понятий психологии критической — способность к действию, под коей понимается способность индивида благодаря участию в жизни общества, за счет реализации определенной общественной роли контролировать собственные условия жизни и распоряжаться ими — способность стать подлинным субъектом своей жизнедеятельности. Развитие этой способности имеет две альтернативные возможности, определяемые социальными условиями и местом индивида в обществе:
1) ограниченное развитие — когда индивид приспосабливается к существующим условиям и подавляет свои истинные интересы, используя средства защиты психологической от неудовлетворенности, дискомфорта и пр.;
2) полное развитие, когда индивид осознает собственные потребности и борется за коренное улучшение условий жизни, свободно развивая свои «сущностные силы».
Все процессы психические рассматриваются как аспекты этой способности. Так, в области мышления вышеуказанная дилемма выражается в разделении толкования (обыденное мышление со свойственными ему фетишизмом, упрощениями, самообманами, персонификациями и пр.) и истинного понимания (проникновение в сущность вещей); в области восприятия — в противоположении неадекватного (иллюзорного) восприятия действительности и адекватного ее восприятия; в области эмоций — в оппозиции негативных эмоций (страхов, депрессии) и нормальных человеческих эмоций. Ограниченным развитием способности к действию объясняются некие отрицательные эмоциональные процессы — страх, тревожность и пр. Задачей педагогики и психокоррекционной работы принимается воспитание такой личности, коя могла бы мыслить и действовать самостоятельно, что предполагает активное ее участие в общественной жизни вплоть до противодействия господствующим общественным отношениям (если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов) и борьбы с ними.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "психология критическая" в других словарях:

  • критическая психология — направление марксистски ориентированной психологии, возникшее на рубеже 60–70 х гг. ХХ в. Ведущие представители К. Хольцкамп (глава школы), У. Хольцкамп Остеркамп, П. Кайлер, К. Х. Браун и др. Одним из основных психологических источников… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психология воспитания — Psychologie de l Éducation …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Критическая Психология — направление в немецкой психологии, основанное на марксизме, возникшее в конце 60 х гг. ХХ в. Ее представителями являются К. Хольцкамп, У. Хольцкамп Остеркамп, Г. Ульманн, О. Дрейер …   Психологический словарь

  • критическая психология — направление в психологии, возникшее на рубеже 60 – 70 гг. ХХ в. (К. Хольцкамп, У. Холцкамп Остеркамп, П. Кайлер и др.), исходящее из теории деятельности А.Н. Леонтьева и исследующее социогенез психики личностей, социальных общностей (класса,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • психологические и антропологические направления — Виды: Австрийская школа (А.Мейнонг, К.Штумпф, Т.Липпс, Э.Мах, В.Бенусси). Аналитическая психология (К.Г.Юнг). Ассоциативная психология (Т.Гоббс, Д.Юм, И.Гербарт, Дж.С.Милль). Атомистическая психология (В.Вундт, бихевиоризм). Белинская школа… …   Большая психологическая энциклопедия

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания. Концепция Б. была впервые выражена Г. Лейбницем. Он оценивал Б. как низшую форму душевной деятельности. Определенные психические процессы, считал он,… …   Философская энциклопедия

  • Список академических дисциплин — Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне …   Википедия

  • Искусство любить — У этого термина существуют и другие значения, см. Искусство любить (фильм). «Искусство любить» (англ. «The Art of loving. An Enquiry into the Nature of Love»)  изданная в 1956 работа психоаналитика и философа фрейдомарксиста Эриха… …   Википедия

  • Россия. Русская наука: Философия — Философией в России занимались и занимаются, но говорить о русской философии в том смысле, в каком говорят о французской, немецкой или английской, нельзя: национального философа, каким являются, напр., Декарт для французов, Кант для немцев, Бэкон …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»