- опрос анкетный
-
— обращение за информацией об отношении к различным событиям к специалистам или населению. Наиболее распространенный метод сбора первичной информации в социологии, где необходимо в сжатые сроки зарегистрировать и факты поведения, и мнения людей, и сведения о процессах и результатах их деятельности. Ситуация проведения О. а. является частным случаем общения, но обладает своими психологическими особенностями. О. а. является асимметричным общением, при к-ром социолог (интервьюер) берет на себя преимущественно функции воздействия, т. е. субъекта, а информант выступает в качестве объекта. При этом у социолога есть цель (получить ответ на вопросы), а у информанта такой цели нет, он может стремиться избегать участия в опросе. О. а. является общением, опосредованным как личностью интервьюера, так и техническими средствами опроса, в том числе структурой и содержанием анкеты. При обработке полученной информации необходимо учитывать, что исследователь подходит к предмету с научных позиций, респондент же мыслит по законам обыденного мышления.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- опрос анкетный
-
— метод социально-психологического исследования с помощью анкет. В науках социальных проводится для выяснения биографических данных, мнений, ориентации ценностных, установок социальных и личностных черт опрашиваемого. В зависимости от характера требуемой информации и способов ее получения применяются различные типы опроса:1) сплошной — например, перепись населения, или выборочный — охватывается возрастная группа, рабочий коллектив и пр.;2) устный — интервью, или письменный — анкетирование;3) индивидуальный или групповой;4) очный или заочный — по почте, по телефону.При проведении любых опросов анкетных требуют предварительного решения две проблемы:1) объем и однородность выборки: опрос лишается интереса, если охватывает слишком узкий круг лиц, и становится ненадежным (см. надежность), если опрашиваемые индивиды сильно различаются по измеряемым параметрам;2) репрезентативность выборки — возможность распространения выводов, полученных при изучении части — выборки, на целое — генеральную совокупность.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.