- одержимость
-
— понятие народной и средневековой медицины, призванное объяснить причины заболеваний, прежде всего психических; подразумевает овладение злыми духами физическим телом человека. С позиций науки, кроме религиозных и идеологических предпосылок, в генезе этого понятия могли сыграть роль субъективные переживания больного, для коего болезнь представляется чем-то чуждым, лишающим его власти над собственным телом. Хотя любая болезнь могла объясняться действиями злых духов, прежде всего одержимыми характеризовались психические больные (эпилептики, истерики), что могло обусловливаться — наряду с другим-тем, что мероприятия по изгнанию духов иногда приводили к улучшению состояния больного.Сам процесс изгнания злых духов — экзорцизм — в средневековой культуре был достаточно регламентирован и предполагал выполнение ряда условий:1) экзорцист должен был верить в реальность злого духа;2) дух-помощник экзорциста, от лица коего происходило все действие, должен был занимать в демонической иерархии место более высокое, чем изгоняемый дух;3) перед изгнанием духов экзорцист должен был долгое время молиться и поститься.Важно, Что все его действия при экзорцизме направлялись не против больного, который, напротив, укреплялся в решимости освободиться от заболевания, но против мучающего его духа.Другой формой исцеления одержимого было механическое воздействие на тело больного (очень громкий шум, непереносимые запахи, кровопускания, битье и пр.) — с тем чтобы телесные страдания заставили злого духа покинуть тело больного.Наконец, часто практиковалось предоставление для злого духа нового «жилища» для вселения (прежде всего, животных). Начиная с эпохи Просвещения понятие одержимости было вытеснено из официальной западноевропейской медицины, но в обыденном сознании и традиционной медицине соответственные представления сохранились.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- одержимость
-
Этимология.
Происходит от лат. obsession - одержимость.Категория.Понятие народной и средневековой медицины, служащее для объяснения причин заболеваний, прежде всего психических, и подразумевающее процесс овладения физическим телом больного злыми духами.Специфика.Кроме религиозных и идеологических предпосылок в возникновении данного понятия сыграли роль и субъективные переживания больного, для которого болезнь представляется как что-то чуждое и лишающее его власти над своим телом. Различали одержимость внешнюю (circumsessio) и внутреннюю (obsessio posessio). Хотя любая болезнь могла быть объяснена за счет действия злых духов, но прежде всего психические больные (эпилептики, истерики) характеризовались как "одержимые", что было обусловлено, наряду с другим, и тем, что мероприятия по "изгнанию" духов в этих случаях иногда приводили к улучшению состояния больного. Начиная с эпохи Просвещения понятие "одержимости" было вытеснено из западноевропейской медицины, но в обыденном сознании и в традиционной медицине соответствующие представления сохранились почти в полном виде.Терапия.Процесс изгнания злых духов (экзорцизм) с средневековой культуре был достаточно регламентирован и предполагал выполнение экзорцистом ряда условий.Литература.Oesterreich T.K. Die Besessenheit. Langensalz, 1921;Ringger P. Das Problem der Besessenheit. Zurich, 1953; Dieckhofer K., Lungerhausen E., Vliegen J. Zur Problem der Besessenheit // Confin. Psychiatr. 14. 1971, S. 203-355; Zutt J. (Hrsg.) Ergriffenheit und Besessenheit. Bern - Munchen, 1972
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.