- научение
-
— процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие «Н.» первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э.Л.Торндайка и др. Н. отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями (или только мотивами). Путем Н. может приобретаться любой опыт (знания, умения и навыки) у человека и новые формы поведения у животных.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- научение
-
— процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Это понятие возникло в зоопсихологии. Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт — знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у животных).Как всякое приобретение опыта, научение включает в себя протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное). У животных научение (см. животное: научение) — основная форма приобретения опыта. Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание).Способностью к научению обладают в основном виды, далеко продвинувшиеся в эволюционном развитии. Если поведение инстинктивное эффективно в обычной для животного среде и обычных обстоятельствах, то справляться с новыми ситуациями и непривычной обстановкой, формировать новые поведенческие акты могут, в сущности, лишь особи тех видов, у коих преобладает способность к научению и выработке навыков.Начатки возможности научения обнаруживаются уже у дождевых червей. В средней степени оно проявляется у рыб, амфибий, рептилий. Эта способность развивается по мере продвижения по эволюционной лестнице, и у самых продвинутых форм (шимпанзе и человека) почти нет таких форм поведения, что позволяли бы с момента рождения без тренировки адекватно приспосабливаться к среде. У человека формы поведения, коим он не должен обучаться, — это врожденные рефлексы, дающие возможность выжить после появления на свет: рефлекс сосательный, глотательный, чихательный, мигательный и пр.У человека роль и значение научения меняются в ходе онтогенеза. В возрасте дошкольном научение — основной способ приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению — учебной деятельности, хотя и не теряет значения полностью. Важнейший фактор научения — место усваиваемого материала в соответственной деятельности. Человек лучше научается материалу, который занимает место цели деятельности.Согласно одним теориям, существует единый механизм обучения (у человека и животных, у научения и учения); другие теории рассматривают эти механизмы как различные. В зарубежной психологии к первой группе относятся теории бихевиоризма, где научение трактуется как не связанный с психикой и познанием процесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций на основе готовности, упражнения, подкрепления или смежности во времени. Подобные теории противоречат позднее установленным фактам, говорящим о возможности научения без подкрепления, без упражнений и пр. К этой же группе нужно отнести теории, где научение рассматривается как процесс изменения отражения психического условий деятельности и поведения по принципу пассивного установления новых связей (ассоцианизм), реструктурирования исходно целостного опыта в виде образцов (гештальт-психология) или планов (необихевиоризм). Сюда же в большой мере относятся теория Ж. Пиаже (см. школа Женевская) и теории некоих представителей подхода информационного и психологии когнитивной.Ко второй группе относятся теории отечественных психологов и ряда зарубежных авторов. У человека научение и учение рассматриваются ими как процесс познавательный усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. У животных научение трактуется как процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- научение
-
Автор.
Э.Л.Торндайк.Категория.Приобретение индивидуального опыта.Специфика.Широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций.Виды:• привыкание,• импринтинг,• запечатление,• образование рефлексов,• формирование сложных поведенческих реакций,• социальное научение и др.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- Научение
-
Процесс приобретения знаний, который приводит к относительно стабильным переменам поведения или к предрасположенности вести себя определенным образом. Научение обычно отличается от других изменений поведения. обусловленных эволюцией (адаптацией при смене поколений) или созреванием. Оно происходит в результате практики или другого сходного опыта в течение всей жизни организма. Бихевиористская теория научения подчсркивает роль подкрепления в этом процессс; иными словами, научение рассматривается как результат подкрепления определенных реакций. Некоторые психологи считают, что организмы проявляют биологическую готовность учиться некоторым вещам. особенно тесно связанным с выживанием. Импринтинг считается характерным примером биологической готовности.Научение имеет жизненно важное значение для организмов, так как позволяет им приспосабливать свое поведение к изменяющимся требованиям окружающей среды.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.