- анализ
-
— процесс расчленения целого предмета или явления на составные части — в плане мысленных представлений или материального моделирования. У человека развилась способность выполнять анализ на уровне оперирования понятиями. Считается, что анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой и является необходимым этапом познания; он — одна из основных операций, из коих слагается реальный процесс мышления; с него начинается любое научное исследование. Анализ неразрывно связан с синтезом.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- анализ
-
Этимология.
Происходит от греч. analysis - разложение, расчленение.Категория.Познавательный процесс.Специфика.Расчленение в плане представлений или материального моделирования предмета или явления на составные части. С анализа начинается любое научное исследование.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- АНАЛИЗ
-
(от греч. analysis — разложение, расчленение) — рассмотрение, изучение ч.-л., основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств к.-л. предмета или явления. Процедура, обратная А., — синтез, с которым А. часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Познавательный синтез заключается в том, что на основе изучения элементов и отдельных свойств предмета делается попытка выяснить и объяснить структуру и свойства целого.Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин А. стал употребляться как син. исследования вообще. Процедуры А. входят во всякое научное исследование и обычно образуют первую (нередко и последнюю) его стадию. Но и на др. ступенях познания А. сохраняет свое значение. Методы А. одни из главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач.В психологии А. рассматривается как познавательный процесс, который осуществляется на различных уровнях отражения действительности в мозге человека и животных. А. присутствует уже на чувственной ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия: в своих более простых формах он присущ животным, причем аналитико-синтетическая деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внешние действия. Анализ сенсорной информации осуществляют анализаторы.У человека к чувственно-наглядным формам А. присоединяется высшая форма — мыслительный, или абстрактно-логический, А. Эта форма А. возникла вместе с развитием навыков материально-практического расчленения предметов в процессе труда: по мере усложнения труда человек овладевал способностью осуществлять процессы А. и синтеза, не производя реального расчленения и соединения, заменяя последнее абстракциями и умозаключениями, опирающимися на прошлый опыт и знания. В отличие от чувственно-наглядного мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.