маскировка зрительная

маскировка зрительная
— ухудшение распознания признаков стимула (актуально воспринимаемого предмета) при предъявлении другого стимула, могущего:
1) действовать одновременно с основным (маскировка симультанная);
2) предшествовать ему (маскировка прямая);
3) следовать за ним (маскировка обратная).

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

МАСКИРОВКА ЗРИТЕЛЬНАЯ
(англ. visual masking) — частный случай маскировки (в 1-м значении), проявляющейся в зрительной модальности. М. з., как и в общем случае, м. б. одновременной и последовательной. Ситуация одновременной М. з., когда целевые и маскирующие стимулы представляют собой изображения (двумерные фигуры), описывается в статье «Маскировка изображений», а ситуация с реальными объектами (предметными стимулами) — в статье «Камуфляж».
При последовательной М. з. в зависимости от пространственных характеристик самих стимулов и пространственных отношений между ними выделяют след. виды М. з.: 1) маскировку гомогенным пятном, занимающим ту же или большую пространственную области (блокирование, или эффект Крауфорда); 2) маскировку структурированного стимула структурированным же стимулом, занимающим ту же или большую область (паттерновая М. з.); 3) маскировку стимулом, занимающим др. (по соседству) пространственную область (для этой ситуации используется термин метаконтраст в случае обратной М. з. и параконтраст в случае прямой М. з., но нередко метаконтрастом называют оба случая, акцентируя лишь факт пространственной смежности). (Б. М.)
Добавление: Последовательная М. з. может приводить к полному подавлению восприятия тестового стимула, либо к ухудшению восприятия некоторых признаков (яркость, контраст, форма, пространственная частота и пр.). Временной диапазон механизмов М. з. лежит в пределах от 0 до 300 мс. Для интерпретации механизмов М. з. предложены 2 теории: теория временной суммации (интеграции) и теория прерывания. 1-я теория объясняет эффект М. з. суммацией зрительных следов предъявляемых стимулов, которая ведет к уменьшению видимого контраста фигуры и к ухудшению ее «читаемости». Теория прерывания объясняет эффект М. з. тем, что сигнал о маскере прерывает процесс обработки сигналов о тестовом стимуле, не давая возможности «созреть» его образу. Предполагается, что при равенстве прочих характеристик последовательных стимулов зрительная система отдает предпочтение более позднему (новому) стимулу; можно допустить, что зрительное внимание автоматически переключается на новый стимул и тем самым нарушается процесс категоризации предшествующего стимула. По-видимому, обе теории описывают реально существующие процессы. При коротких интерстимульных интервалах (напр., до 100 мс) имеет место временная суммация, при больших интервалах основным фактором М. з. является прерывание. С таким представлением согласуется тот факт, что обратная М. з. более эффективна по сравнению с прямой. (Т. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "маскировка зрительная" в других словарях:

  • Зрительная Маскировка — ухудшение распознавания признаков предмета актуального восприятия при предъявлении другого стимула, который может действовать одновременно с основным (симультанная зрительная маскировка), предшествовать ему (прямая маскировка) или следовать за… …   Психологический словарь

  • зрительная маскировка — Этимология. Происходит от фр. masquer делать незаметным. Категория. Феномен восприятия. Специфика. Ухудшение распознавания признаков предмета актуального восприятия при предъявлении другого, фонового, стимула. Виды: • симультанная зрительная… …   Большая психологическая энциклопедия

  • маскировка — процесс и результат действия, предназначенного сделать кого либо или что либо незаметным, невидимым для кого либо. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. МАСКИРОВКА …   Большая психологическая энциклопедия

  • Зрительная маскировка — Ухудшение восприятия тест объекта вследствие предъявления непосредственно перед ним или сразу же после него другого стимула …   Психология ощущений: глоссарий

  • зрение — способность к превращению в ощущения зрительные энергии электромагнитного излучения светового диапазона (в пределах от 300 до 1000 нм.). При поглощении зрительными пигментами сетчатки квантов света возникает зрительное возбуждение. Фотохимические …   Большая психологическая энциклопедия

  • ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — (или селективность восприятия; англ. perceptual selectivity) свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к. л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания непроизвольного и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • МЕТАКОНТРАСТ — см. Маскировка зрительная. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»