- алалия
-
— нейропсихологический симптом, описанный в 1757 г. Характерен отсутствием или недоразвитием у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта. Алалия обусловлена повреждениями речевых зон коры мозга головного при родах, заболеваниями или травмами мозга в доречевой период жизни. Различаются:1) алалия моторная — когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимает обращенную к нему речь;2) алалия сенсорная — когда нет понимания обращенной к нему речи при своевременно появившейся речевой активности.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- алалия
-
Этимология.
Происходит от греч. a - отрицательная частица + lalia - говорю.Автор.Delius (1757 г.).Категория.Нейропсихологическое нарушение.Специфика.Характеризуется отсутствием или недоразвитием у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта.Обусловливание.Обусловлена повреждениями речевых зон коры головного мозга, которые могли произойти во время родов, заболеваниями или травмами мозга в доречевой период жизни.Виды:• моторная алалия, когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимание обращенной к нему речи не нарушено;• сенсорная алалия, когда нет понимания обращенной к нему речи при своевременно появившейся речевой активности.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- АЛАЛИЯ
-
(от греч. а — отрицат. частица + lalew — говорю) — «слухонемота» — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности возможностей умственного развития. Обычно причинами А. бывают повреждения речевых зон коры головного мозга, возникающие во время родов, мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.Различают А. моторную и сенсорную. При моторной А. ребенок вообще не может говорить, при сенсорной А. он не понимает обращенной к нему речи. В тяжелых случаях проявления А. речь либо отсутствует полностью, либо сохраняется в виде лепета. В легких случаях проявления А. наблюдаются зачатки речи с ограниченным запасом слов, аграмматизмами; такие дети испытывают затруднения в усвоении чтения и письма. Необходимо отличать А. от вторичных нарушений речевого развития при умственной отсталости, тугоухости, при разных формах афазии, возникающих вследствие локальных поражений коры больших полушарий. (Т. В. Ахутина.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.