- Кольберг, Л.
-
Наиболыную известность Кольбергу принесла его теория правственного развития, предполагающая существование универсальных этапов нравственного становления, и неразрывно связывающая понимание нравственности с когнитивиым развитием человека. Исследуя человеческие реакции на ряд моральных дилемм, Кольберг установил, что существенным для нравственного развития является не столько решение дилеммы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению. Кольберг выделил три уровня нравственных суждений, каждый из которых разделен на два этапа. Он полагал, что люди последовательно проходят через эти этапы, независимо от своей культурной принадлежности или образования, хотя многие могут и не достичь наиболее высокой стадии развития. Вот два главных фактора, влияющие на переход от одного этапа к другому:• Неравновссное состояние: ребенок сталкивается с моральной проблемой и замечает недостатки в своем подходе к ней. В этом ему часто помогает мнение взрослых, особенно родителей.• Расширение перспективы: взрослея, дети приобретают способность рассматривать проблемы из перспективы других людей. Ребенок, который находится на доконвенционном уровне развития рассматривает проблему из перспективы сс последствий лично для себя, в то время как ребенок, достигший конвенционного уровня, способен рассматривать проблему из перспективы других людей.Кольберг выделяет следующие уровни нравственного развития:• Доконвенционный уровень: дети безоговорочно принимают авторитет и моральный кодекс взрослых людсй. Если поступок ведет к наказанию, то он плохой. Если поступок вознаграждается, то он должен быть хорошим. Кроме того, выбор между «плохим» и «хорошим» часто делается в контексте личной выгоды.• Конвенционный уровень: дети считают, что общественные правила и ожидания других людей определяют приемлемое или неприемлемое поведение. Общественная система, основанная на принципах взаимной общности и социального порядка, считается наиболее желательной, и, следовательно, определяет наши взгляды о «правильном» и «неправильном».• Постконвенционный уровень. На этом уровне понятия о правильном и неправильном основаны на личном понимании универсальных этических принципов. То, что считается морально присмлемым в любой данной ситуации, должно соответствовать этим принципам. Они часто бывают абстрактными и неопределенными, но включают в себя сохранение жизни любой ценой и важность значения человеческого достоинства.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.