сквернословие

сквернословие
   СКВЕРНОСЛОВИЕ (с. 539)
   Попробуем разобраться в психологических механизмах брани, в тех мотивах, которыми руководствуется человек, сдабривая свою речь этой острой специей. Ибо, как заметил еще Фрейд, ни одно слово не говорится просто так, а отражает наши глубинные склонности и влечения.
   Фрейду принадлежит еще одно наблюдение на эту тему. По его мнению, «человек, который первым вместо камня бросил в своего противника бранное слово, заложил основы нашей цивилизации». То есть словесное оскорбление, ругательство — это символическое замещение физической агрессии, позволяющее разрядить конфликт в бескровной форме. А путь от грубого насилия к словесному выяснению отношений — это и есть путь прогресса цивилизации (пройденный, увы, не до конца).
   В качестве оскорбления испокон веку у всех народов используются разнообразные выражения, призванные умалить достоинства противника (дурак, слабак...), приписать ему недостатки и пороки (урод, подлец...), а также пожелания ему стать жертвой неприятностей, не в последнюю очередь - жертвой насильственного, нежеланного, противоестественного полового акта. Преобладание в ругательствах сексуальных мотивов вообще свидетельствует о чрезвычайной значимости для человека этой сферы - сексуальные угрозы и обвинения в ненормальности (кровосмешении, извращении, неполноценности) уязвляют сильнее любого другого оскорбления. Того же Фрейда часто упрекают в повышенном внимании к вопросам пола. Но о чем, однако, свидетельствует тот эмоциональный акцент, которым окрашены словесные выражения этой темы?
   Особенность нынешней языковой ситуации — в том, что традиционно оскорбительные слова и выражения в современном языке почти утратили свой изначальный смысл и употребляются в широчайшем спектре значений — как лингвистических, так и эмоциональных. Матом уже не ругаются, матом разговаривают. И если оскорбительное значение мата понять легко, то его более широкая роль в современном языке требует пояснений.
   По одной из версий (которая вполне согласуется с идеями Фрейда), ругательство выступает средством разрядки эмоционального напряжения. Для очень многих людей окружающий мир не очень уютен и населяющие его люди не очень дружелюбны. Силясь защититься от угрожающего несовершенства мира и возможной агрессии со стороны ближних, человек отвечает, порой превентивно, встречной агрессией. Это позволяет почувствовать себя не жертвой, а активно обороняющейся стороной, и сама способность дать отпор приносит утешение. Так, неловко ударив молотком по пальцу, мы поминаем женщину легкого поведения не потому, что наши мысли в этот момент посвящены продажной любви, а единственно ради того, чтобы дать ответ на вызов недружелюбного мира. (Даже академик Д.С.Лихачев, воплощение интеллигентности, по рассказам, признавался в приватных беседах, что, столкнувшись с несовершенством мира в самой банальной форме - например, споткнувшись о кочку, - реагирует на это не самыми деликатными словами.) Оскорбительные слова и выражения по традиции считаются нежелательными, запретными. Но столь же нежелательно для нас покушение на наше благополучие. В нашем мироощущении любое посягательство на наше благо нарушает правильный порядок вещей, и мы соответственно реагируем на него нарушением принятых норм.
   Представление о брани как эмоциональной разрядке породило и соответствующие практические рекомендации, причем отнюдь не запретительные, а наоборот. Британский психотерапевт К.Уоллес в результате многолетних наблюдений пришел к выводу: люди хорошо воспитанные, деликатные, избегающие сквернословия оказываются более уязвимы для стресса и в результате чаще страдают различными психосоматическими расстройствами. Доктор Уоллес советует: во избежание нервно-психического перенапряжения ежедневно уединяться (приличия все-таки следует соблюдать!) и давать волю своим чувствам в самых непристойных выражениях. При этом Уоллес, однако, указывает, что его совет вряд ли будет полезен тем, кто и так сквернословит по многу раз на дню, - им «психотерапевтическая» разрядка практически ничего не прибавит.
   Так что совет английского психотерапевта, пускай и небесспорный, пригоден немногим. Для остальных брань давно не может выступить лекарством ввиду ее обыденности и привычности. И вызвано это также весьма определенными психологическими причинами. Чтобы в них разобраться, попробуем понять, зачем человек впервые произносит запретные слова.
   Большинство взрослых - по крайней мере те, кто еще не опустился окончательно, - сходятся в едином мнении: нецензурные слова - это «взрослая» лексика, и ребенку непозволительно их употреблять ни в коем случае. Если же из детских уст вылетает запретное слово, немедленно следует резкая отрицательная реакция: взрослые стремятся пресечь и наказать подобную распущенность. Но маленькому ребенку такая реакция не очень понятна. В первые годы жизни ребенок - существо поначалу бессловесное - стремительно овладевает родным языком. Все слова для него - новые. И он активно, как губка, впитывает их и усваивает, с каждым днем обогащая свой словарный запас. Ребенок прислушивается к речи окружающих, улавливает незнакомые слова, как бы пробует их на вкус и пытается включить в свой словарь. Причем малыш слышит не только те слова, с которыми обращаются к нему родители и которыми они обмениваются между собой, но и те, что на улице бормочет неопрятный красноносый дядя с нетвердой походкой. Маленький ребенок еще не может понять, почему одни слова хуже, чем другие. Для него все они интересны и достойны внимания.
   Когда малыш в первый раз произносит нецензурное слово, оно, как это ни покажется странным, в его устах вполне невинно. Для него это еще одно усвоенное слово, почти ничем не отличающееся от всех прочих. «Почти» касается того, что смысл практически любого слова ребенку ясен, а вот смысл ругательства он еще постичь не в состоянии. Он лишь смутно ощущает, что такими словами в речь вносится сильный эмоциональный акцент.
   Родительский гнев возникшей проблемы не решает, а только усугубляет ее. В сознании ребенка непечатное слово обретает еще более сильную эмоциональную окраску. Не в силах понять причину строгого запрета, малыш может попытаться использовать запретный плод как символ своей независимости. «Если кому-то можно так говорить, то, значит, можно и мне. Не надо только нарочно сердить родителей!» И запретное слово начинает мелькать в его речи, становясь от многократного употребления привычным.
   По мере взросления проблема становится все более серьезной. Нецензурная лексика приобретает роль важного символа зрелости и независимости. Подросток быстро усваивает: если мат - лексика старших, запретная для ребенка, то приобщиться к вожделенному взрослому миру можно, нарушив это табу. Тем более что дело-то нехитрое! Понадобятся еще долгие годы, чтобы делами доказать свою личностную автономию и состоятельность. А вот затянуться сигаретой, лихо сплюнуть на пол или грязно выругаться можно хоть сию минуту!
   Не в том ли состоит проблема, что для очень многих взрослых задача личностного самоопределения так и осталась нерешенной и самоутверждаться приходится инфантильным подростковым способом? Впрочем, иной может и вполне состояться как личность, добиться в жизни многого, однако с юных лет усвоенная привычка уже вошла в кровь, и отказаться от нее невозможно. Так, начав в подростковом возрасте курить, многие потом и хотели бы бросить, да уже не могут.
   Немаловажно и то, что сквернословие стало общепринятым и отказаться от него во многих случаях означает противопоставить себя тому кругу, к которому хотелось бы или приходится принадлежать. Иной подросток начинает сквернословить в кругу товарищей, дабы просто не оказаться белой вороной, не прослыть «ботаником» и маменькиным сынком. И с возрастом эта проблема лишь усугубляется - круг культурных людей, избегающих сквернословия, ныне настолько узок, что вращаться в основном приходится за его пределами.
   К тому же не следует преувеличивать интеллектуальный уровень среднестатистического обывателя, для которого внятно выразить свою мысль (коли таковая имеется) - большая проблема. Для таких людей «гнилое слово» даже не выступает как таковое, а является своего рода междометием, заполняющим неизбежные пустоты в убогой речи. Из-за бедного словарного запаса затруднительно подобрать подходящие выражения. Тогда на помощь приходят слова-«джокеры» - ими легко заменить почти любое слово родного языка и вызвать у собеседника более или менее адекватную ассоциацию. И если в массовом масштабе эта тенденция усилится, человек постепенно сползет на интеллектуальный уровень пещерного дикаря, изъясняющегося десятком универсальных речевых символов.
   Можно ли эту тенденцию преодолеть, как-то выбраться из языкового кризиса? Решение этой проблемы - слишком сложное и требует множества шагов в разных направлениях. Но один из них - пожалуй, наиболее важный — видится в том, чтобы убедительным позитивным примером демонстрировать народу, и прежде всего юношеству, что достойные люди - выше сквернословия.
   Тем более что любую мысль или эмоцию можно гораздо более сильно и хлестко выразить в деликатной форме. Как, например, в анекдотическом письме одного бизнесмена своему недобросовестному партнеру:
   Дорогой сэр! Поскольку моя секретарша - дама, я не решаюсь продиктовать ей те слова, которых вы заслуживаете. Более того, так как сам я - джентльмен, мне не подобает даже знать эти слова. Но поскольку вы — ни то и ни другое, вы поймете, что я имею в виду.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. . 2005.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "сквернословие" в других словарях:

  • сквернословие — сквернословие …   Орфографический словарь-справочник

  • сквернословие — мат, неприличные слова; сильные слова, ругня, крепкие выражения, лай, похабство, похабщина, похабничание, ругань, крепкие слова, поношение, проклятия, черное слово, ненормативная лексика, бранные слова, руготня, хула, речь, срамословие, матерщина …   Словарь синонимов

  • СКВЕРНОСЛОВИЕ — СКВЕРНОСЛОВИЕ, сквернословия, мн. нет, ср. Речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань. «Сквернословие такое, что уходи, да и только.» Лесков. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • сквернословие —     СКВЕРНОСЛОВИЕ, срамословие     разг. МАТ, разг. матерщина, разг. матюги и разг. матюки     СКВЕРНОСЛОВ, разг. матерщинник, разг. матюгальщик     СКВЕРНОСЛОВКА, разг. матерщинница, разг. матюгальщица     НЕЦЕНЗУРНЫЙ, спец. ненормативный, спец …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • СКВЕРНОСЛОВИЕ — СКВЕРНОСЛОВИЕ, я, ср. Речь, наполненная скверными, непристойными словами. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • сквернословие — Ср. Никто так не любит посквернословить... как русский культурный человек... (недовольный, за неимением права возражать, заменяет это сквернословием). М.Е. Салтыков. За рубежом. 5. Ср. Помещик... пройдет раз мимо; почует мужик боярский дух,… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Сквернословие — употребление злых, недобрых, оскорбительных и унизительных слов, слов грязных, мерзких, скверных. Сквернословие – поругание веры, антипод молитвы. оно гораздо вреднее, чем ядовитые газы заводов и фабрик. Оно смущает и грязнит пространство,… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • сквернословие — ▲ лексика ↑ непотребный сквернословие ненормативная лексика. мат. мат перемат. заборная литература …   Идеографический словарь русского языка

  • Сквернословие — Сквернословіе. Ср. Никто такъ не любитъ посквернословить... какъ русскій культурный человѣкъ... (недовольный, за неимѣніемъ права возражать, замѣняетъ это сквернословіемъ). М. Е. Салтыковѣ. За рубежемъ. 5. Ср. Помѣщикъ... пройдетъ разъ мимо;… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • сквернословие — публичное употребление неприличных выражений. см. мат. ср. копролалия; копрофемия. (Источник: Словарь сексуальных терминов) …   Сексологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»