ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
(или селективность восприятия; англ. perceptual selectivity) — свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к.-л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания — непроизвольного и произвольного. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты — как ее «фон».
В своей непроизвольной форме И. в. определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализатор. В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от др. по тем или иным признакам (напр., цвету — в зрении, фактуре — в осязании, тембру — в слухе и т. д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И. в. играет выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те или иные предметы определенным образом. И. в. особенно отчетливо проявляется в таких специфических условиях, как восприятие двойственных (и многозначных) изображений, т. н. речевого коктейля (смешивание нескольких речевых потоков), объектов, сливающихся с фоном, и т. п. См. Дихотическое слушание, Маскировка зрительная, Селекция информации, Эффект Струпа.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ" в других словарях:

  • Избирательность восприятия — одно из свойств восприятия, состоящее в выделении из окружающей среды каких либо объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется благодаря вниманию. Выделяемый объект (раздражитель или информация) воспринимается более отчетливо,… …   Словарь дрессировщика

  • ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — качество восприятия выделять «фигуру из фона», определяемое потребностями, направленностью или опытом личности (при апперцепции), волей или особенностями воспринимаемого объекта [54] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — (селективность ) вы деление каких –либо объектов (или их частей ) ,находящихся в сенсорном поле поле восприятия. И . в. проявляется во внимании. Выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как «фигура », остальные объекты как …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • избирательность восприятия (селективность) — выделение каких либо объектов (или их частей), находящихся в сенсорном поле – в зоне восприятия. И.в. проявляется во внимании. выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как фигура , остальные объекты – как ее фон …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • Внимание — (старославян. имати брать) избирательность восприятия определённых аспектов действительности или сосредоточенность на определённой деятельности, которые индивид почему либо считает для себя более значимыми. * * * Психическая деятельность, в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — [англ. consumer behaviour] относительно новая, претендующая на самостоятельность ветвь маркетинговых знаний, ключевая сфера маркетинговых исследований, характеризующая специфику поведения различных (как правило, целевых) групп потребителей,… …   Маркетинг. Большой толковый словарь

  • Потребность — Потребность, нужда  внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов[1]. Ярким примером может служить жажда  острое чувство потребности в… …   Википедия

  • Потребности — Потребность – источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Чем больше полезных потребностей у… …   Википедия

  • ФЛЕК — (Fleck) Людвик (1886, Львов 1961, Иерусалим) медик, социолог, историк науки и медицины в 20 30 е годы занимался исследовательской деятельностью в области бактериологии. В 1935 г. он опубликовал свою основную работу Возникновение и развитие… …   Энциклопедия социологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»