дисморфофобия

Дисморфофобия
Болезненное убеждение в наличии физических изменений или болезни, часто причудливое по своей природе, и базирующееся на соматических ощущениях, которое приводит к ипохондрической озабоченности. Этот синдром чаще всего наблюдается при шизофрении, но может проявляться при тяжелой депрессии и органических заболеваниях головного мозга. Синоним: бред, касающийся изменения собственного тела.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. . 2008.

дисморфофобия
— вид невроза, характерный патологической боязнью выглядеть уродом (см. фобия).

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

дисморфофобия
   ДИСМОРФОФОБИЯ (с. 208) — болезненный синдром, состоящий в обостренном переживании человеком своего физического несовершенства, навязчивых идеях собственного уродства, основанных на реальных, а чаще — мнимых телесных аномалиях. При том, что данное явление, а также обозначающий его термин относятся к сфере психиатрии, для психолога оно также представляется весьма важным ввиду его широкого распространения и значительного влияния на поведение многих людей, прежде всего - подросткового и юношеского возраста.
   Согласно данным, опубликованным в современной печати, до 80% подростков недовольны своей внешностью, причем это недовольство окрашивает в минорные тона все их мироощущение, препятствуя полноценной жизни. Даже если учесть, что эти данные могут быть преувеличены журналистами, тенденция выявляется настораживающая.
   В литературе, в том числе в газетных и журнальных публикациях, данное явление нередко описывается с помощью литературных образов - в прежние времена разные авторы использовали такие определения, как синдром Сирано де Бержерака, синдром Терсита, синдром Ван Гога и т.п. В эпоху Бивиса и Батхэда, когда нулевая эрудиция стала нормой жизни, эти названия практически вышли из употребления - имена Сирано или Терсита почти никому ничего не говорят. В наши дни наиболее популярное обиходное название - синдром Квазимодо. При том, что последние читатели Гюго скоро вымрут как вид, даже их нечитающим внукам имя Квазимодо знакомо благодаря создателям популярного мюзикла. Однако и такое название нельзя признать удачным. Как известно, Квазимодо - персонаж романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери» - испытывал тяжкие душевные страдания из-за своего уродства, которое вызывало к нему недоброжелательное отношение окружающих. Страдающие же дисморфофобией подростки, как правило, не имеют достаточных объективных оснований для своих отрицательных переживаний.
   Впервые явление дисморфофобии было описано итальянским психиатром Э.Морселли в конце XIX в.; им же и был введен в научный обиход данный термин. В начале XX в. это явление в своих работах довольно подробно описал П.Жане. Отечественные авторы также не обошли его вниманием - сходное с дисморфофобией состояние (хотя и без употребления самого термина) описано В.М.Бехтеревым в серии работ 1899-1905 гг., а также С.А.Сухановым (1905).
   Первой отечественной работой, посвященной собственно дисморфофобии, является статья Н.Е.Осипова, вышедшая в 1912 г. В ней автор, применяя со ссылкой на Морселли термин «дисморфофобия», описывал больную, страдавшую из-за своего якобы слишком высокого роста и уродливого лица; последнее побуждало ее настойчиво добиваться хирургического вмешательства. Страдания больной доводили ее до мысли о самоубийстве - с целью уморить себя голодом она однажды отказывалась от пищи в течение 20 дней.
   Данный случай Осипов, один из пионеров российского психоанализа, попытался трактовать с фрейдистских позиций и лечение в его описании носило психоаналитический характер. К сожалению, о его эффективности можно судить только по словам самого Осипова, а как известно, по мнению психоаналитиков, их метод безупречен (что, по мнению представителей других подходов, далеко не бесспорно). Кроме того, в работе Осипова синдром был описан на примере интересного частного случая, насчет его распространения никаких суждений не высказывалось. Это и понятно - сравнительно до недавних пор явление массового характера не имело.
   Специальная монография на эту тему, наиболее полно анализирующая синдром с психиатрических позиций, написана М.В.Коркиной сравнительно недавно; необходимость ее появления, по словам самого автора, вызвана широким распространением синдрома в последней трети XX в. В последние годы к обсуждению проблемы активно подключились психологи - главным образом, в связи с тем, что в большинстве наблюдаемых случаев явление не носит характер острой патологии и требует немедицинского вмешательства.
   По мнению большинства авторов, широкое распространение явлений, подобных дисморфофобии, в подростковом и юношеском возрасте определяется самой спецификой этого возрастного этапа, когда обостряется внимание к своим внешним данным (так же, как и к мнению о них окружающих). Примерно в возрасте 12-13 лет происходит переход от индивидуального к общественному самосознанию, что выражается в более высоком уровне восприимчивости к информации, касающейся самооценки, определения своего места в социуме.
   Еще основоположник эволюционной теории Ч.Дарвин наглядно показал, что внимание к своей наружности и главным образом к лицу, имеющее наиболее важное значение в молодом возрасте, является фактом эволюционно обусловленным, тесно связанным с особенностями филогенетического развития.
   В своем труде «О выражении ощущений у человека и животных» при объяснении природы таких явлений, как стыд, застенчивость, скромность, Дарвин писал: «...люди в течение бесчисленных поколений обращали частое и серьезное внимание на свою наружность и в особенности на лицо», подчеркивая в то же время, что эти особенности значительно сильнее выражены у молодых. Кроме того, Дарвин указывал и на чрезвычайное значение в оценке собственной внешности мнения о ней других людей: «...мысль о том, что думают о нас другие, вызывает краску на нашем лице».
   П.Б.Ганнушкин, отмечая, что «жизнь есть постоянное развитие» и что «преобразование личности происходит большей частью не только путем равномерной эволюции, но и как следствие ряда сдвигов, прерывающих от времени до времени спокойное и медленное ее развитие», указывал, что эти сдвиги прежде всего соответствуют тем возрастным периодам, которые характеризуются значительными изменениями функций эндокринных желез, - так называемым возрастным кризисам (в медицине это понятие имеет иное значение, чем в психологии); наиболее важным из них является период полового созревания. Давая характеристику этого периода, Ганнушкин писал: «...сдвиг в моторике делает подростка неуклюжим и создает у него одновременно ощущение растущей силы и чувства острого недовольства собой».
   Свойственное подростковому и юношескому возрасту внимание к своей внешности, чувство недовольства собственной наружностью очень ярко описаны Л.Н.Толстым во второй и третьей книгах его автобиографической трилогии («Отрочество» и «Юность»). В частности, свое состояние в пору отрочества Толстой описывает следующим образом: «Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости. А я был убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не только самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее».
   Надо отметить, что недовольство своей внешностью, теми или иными чертами лица или фигуры - явление, довольно частое среди психически здоровых подростков и юношей, наблюдающееся иногда эпизодически, иногда более или менее перманентно. Но у здоровых людей эти мысли не занимают доминирующего положения в иерархии жизненных ценностей и не определяют все их поведение, весь их жизненный уклад. В других же случаях убежденность в наличии какого-то физического недостатка может носить характер патологии, нередко очень тяжелой. Данная патология, особенно на ранних стадиях заболевания, вызывает большие диагностические затруднения ввиду внешней схожести с обычными, психологическими понятными формами поведения. Поэтому в вынесении суждения по данному вопросу психологу следует быть особенно осторожным - возможно, некоторые акцентуации самоощущения подростка не выходят за рамки его компетенции и поддаются коррекции психологическими методами, но не исключено, что налицо и нарастание болезненного синдрома, о чем квалифицированно может судить лишь психиатр.
   Нынешнее распространение «синдрома Квазимодо» многие специалисты склонны объяснять навязчивым влиянием массовой культуры, насаждающей нереалистичные стандарты внешности в качестве эталонов. Кроме того, усовершенствование внешности всевозможными косметическими и даже хирургическими средствами превратилось в чрезвычайно прибыльную отрасль индустрии, заправилы которой кровно заинтересованы в насаждении синдрома в массах. В результате самоопределение молодого человека опирается на навязанные ему искусственные эталоны, сравнение с которыми в большинстве случаев приводит к занижению самооценки. Насаждение эталонов начинается еще в детском возрасте посредством соответствующих игрушек - в частности, невероятно популярной во всем мире куклы Барби.
   Американский психолог Келли Браунелл с помощью компьютера придал фотографии девочки-подростка пропорции, характерные для популярной куклы. На полученном снимке оказалось хорошо видно, что это совершенно ненатуральные и более того - неэстетичные пропорции. Браунелл опасается, что такие куклы способствуют распространению среди подростков серьезного психического заболевания - нервной анорексии, когда навязчивая страсть к усовершенствованию фигуры приводит к полному истощению.
   В тех случаях, когда мания усовершенствования внешности не обостряется до патологии, психологи рекомендуют проводить с подростками разъяснительную, консультативную и психотерапевтическую работу, направленную на формирование здоровой самооценки, в частности - критичности к нереалистичным эталонам. Похоже, умение правильно воспринимать увиденное в глянцевых журналах пора преподавать в школах как особый раздел основ безопасности жизнедеятельности. Кроме того, подростков необходимо готовить к тому, что на определенном этапе их развития перемены в их внешности могут носить не слишком приятный характер. Соответствующие примеры ярких и успешных личностей помогут подросткам понять, что перемены преходящи. К тому же окружающие воспринимают нас в целом, а не по частям, и производимое нами впечатление складывается преимущественно из психологических особенностей, а не только телесных. Избыточная озабоченность своим несовершенством нередко сопутствует жизненной ситуации, в которой подросток не видит в окружающем мире источников подтверждения своей высокой самооценки. И здесь действенным средством выступает переключение внимания на те виды активности, в которых он или она могут реально достичь ощутимых успехов и заслужить одобрение окружающих.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. . 2005.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "дисморфофобия" в других словарях:

  • Дисморфофобия — МКБ 10 F45.245.2 МКБ 9 300.7300.7 DiseasesDB …   Википедия

  • Дисморфофобия — (от греч. dys затруднение + morphe форма + phobos страх) Идеи физического недостатка, основанные на реальной или мнимой телесной аномалии (рост, вес тела, форма лица), сопровождающиеся стремлением коррекции данной аномалии, автор Morselli E.,… …   Психологический словарь

  • дисморфофобия — сущ., кол во синонимов: 1 • фобия (608) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Дисморфофобия — I Дисморфофобия (греч. dys + morphē образ, форма + phobos страх) психическое расстройство, характеризующееся убежденностью больного в наличии у него какого либо физического недостатка, в действительности не существующего, или резкой переоценкой… …   Медицинская энциклопедия

  • Дисморфофобия —         (дис... + греч. morphe вид, форма + фобия), навязчивый невротический страх, связанный с реальным или воображаемым физическим недостатком. Чаще всего, в отличие от дисморфомании, протекает без тяжёлых расстройств психической деятельности.… …   Сексологическая энциклопедия

  • дисморфофобия —  (от. греч. dis приставка, означающая расстройство, morphe вид, форма и phobos страх)    болезненное переживание своего физического несовершенства, недостатков внешности, в подавляющем большинстве случаев не имеющее реальных оснований.    Д.… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • дисморфофобия — (dysmorphophobia; дис + греч. morphe форма + фобия) психическое расстройство в виде тягостного переживания физической неполноценности в связи с реальным или воображаемым анатомическим недостатком (форма и размеры носа, ушей, губ, рост, вес тела и …   Большой медицинский словарь

  • Дисморфофобия — (дис + греч. morphe – форма, phobos – страх) (Morselli E., 1886). Представления о мнимом внешнем уродстве, страх телесных изменений. Первоначально рассматривалась как специфическая форма нозофобии с наличием навязчивых идей телесной деформации в… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • ДИСМОРФОФОБИЯ — (dysmorphophobid) твердое, изматывающее человека убеждение в том, что тело с годами деформируется и начинает отталкивать окружающих своим внешним видом, или чрезмерный страх, что такое может произойти …   Толковый словарь по медицине

  • Дисморфофобия — (body dysmorphic disorder) соматоформное расстройство, характеризующееся исключительным беспокойством по поводу предполагаемых недостатков внешности или неприятных для окружающих особенностей …   Общая психология: глоссарий


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»