лонгитюдинальное исследование

лонгитюдинальное исследование
Этимология.
Происходит от англ. longitude - длина.
Категория.
Экспериментальная стратегия.
Специфика.
Изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет, в котором могут быть использованы методы наблюдения, эксперимента и тестирования. Начало развитию данной исследовательской стратегии положили различные дневники наблюдений за развитием ребенка в семье ({{}}В.Штерн, В.Прайер, А.Н.Гвоздев).

Психологический словарь. . 2000.

ЛОНГИТЮДИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
(англ. longitudinal study, longitudinal design) — продолжительное онтогенетическое исследование одних и тех же индивидов (индивида, группы или случайной выборки). Л. и. — это один из основных методов, или, как недавно стали выражаться, одна из основных стратегий исследования в возрастной психологии и в др. онтогенетических науках. Син. лонгитюдное исследование, лонгитюд, метод длинника, стратегия продольного изучения, диахронический метод.
Л. и. очень разнообразны: 1) по количеству обследуемых; 2) по общей длительности изучаемого периода; 3) по частоте или периодичности наблюдений (измерений, экспериментов); 4) по целям и методам (методикам) изучения. Как правило, Л. и. длятся несколько лет, иногда несколько десятилетий и даже всю жизнь (исследования жизненного развития, life-span development, и жизненного пути — life-course approach). Уже одно это делает такие исследования крайне трудоемкими, дорогостоящими и сравнительно редкими. По частоте (периодичности) наблюдений можно выделить 2 крайних типа Л. и.: 1-й тип — практически непрерывные (напр., ежедневные) наблюдения (измерения), 2-й тип — наблюдения, разделенные большими интервалами времени (напр., от 1 г. и более). К 1-му типу относится большинство дневниковых исследований, с которых фактически начиналась детская психология (И. Тэн, Ч. Дарвин, В. Прейер, В. Штерн и др.), к тому же это были исследования одного случая (case-study). Примером 2-го типа Л. и. может служить амер. исследование развития темперамента, начавшееся в 1950-е гг. на 140 младенцах и продолжавшееся, по крайней мере, до 1980-х гг. (под руководством Александра Томаса и Стеллы Чесс). Примеры отечественных Л. и. идиографического типа см. в добавлении к статье «Индивидуальность». См. также Сравнительно-генетический метод, Срезов стратегия, Стратегия изучения психического развития. (Б. М.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "лонгитюдинальное исследование" в других словарях:

  • СТРАТЕГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — (англ. research designs in development psychology) общий принципиальный путь организации исследования. Различаются след. основные стратегии. Трансверсальная стратегия, или стратегия поперечных срезов (см. Срезов стратегия), при которой изменения… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Кечки — Кечки, Маргит Связать? Маргит Кечки (венг. Köcski Margit) венгерский психолог, кандидат психологических наук (бывшая аспирантка А. Н. Леонтьева). Наблюдая (совместно с Ласло Гараи), как происходит дифференциация социальных позиций ребенка в… …   Википедия

  • Кечки, Маргит — Маргит Кечки (венг. Köcski Margit) род. 26 декабря 1945) венгерский психолог, кандидат психологических наук (бывшая аспирантка А. Н. Леонтьева). Наблюдая (совместно с Ласло Гараи), как происходит дифференциация социальных позиций ребенка в… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»