- компенсация функций
-
Этимология.
Происходит от лат. compensatio - возмещение.Категория.Восстановление целостной деятельности, нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций.Специфика.Происходит либо на основе сохранных, либо при перестройке частично нарушенных функций. Так, например функция различения звуков, которая страдает при поражении левой височной коры, может быть восстановлена за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов, а компенсация зрительной функции у слепорожденного ребенка обычно происходит за счет развития осязания.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ
-
(от лат. compensatio — возмещение) — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При К. ф. возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. Согласно концепции П. К. Анохина, в создании новой функциональной системы при К. ф. решающим моментом является оценка результатов попыток организма (животного или человека) устранить дефект (наличие «обратной афферентации»).Существуют 2 типа К. ф.: внутрисистемная и межсистемная. 1-я осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, 2-я — путем перестройки функциональной системы и включения в работу новых нервных элементов из др. нервных структур. У человека имеют место оба типа К. ф. Так, понимание сложных логико-грамматических конструкций, нарушающееся при поражении третичных отделов коры левого полушария, восстанавливается за счет перевода этой функции на др. уровень регуляции, но в пределах той же функциональной системы; однако процесс звукоразличения, нарушающийся, напр., при поражении левой височной коры, можно восстановить лишь за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов. Восстановление высших психических функций составляет специальный раздел нейропсихологии.К. ф. имеет большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. Так, К. ф. зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит г. о. путем развития осязания (т. е. за счет комплексной деятельности двигательного и кожного анализаторов), что требует специального обучения.К. ф. происходит наиболее успешно в процессе целенаправленного обучения с применением специальных методов и различных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры и аппаратуры, преобразующей звуковые сигналы в световые, — при дефектах слуха; приборов, преобразующих световые сигналы в звуковые, — при поражениях зрительного анализатора и др.). (В. И. Лубовский.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.