возрастная психофизиология

возрастная психофизиология
Этимология.
Происходит от греч. psyche - душа + physis - природа + logos - учение.
Категория.
Раздел психофизиологии.
Специфика.
Изучает процесс созревания в онтогенезе мозговых механизмов психической деятельности. Индивидуальное развитие человека обусловлено присвоением им исторически выработанного социального опыта и осуществляется на основе биологического созревания.
Исследования.
Показано, что наиболее существенное значение для нормального психического развития ребенка имеет созревание его головного мозга: он рождается с относительно зрелыми глубокими структурами мозга, за счет которых обеспечивается адекватная адаптация и создаются условия для психического развития. Дальнейшее созревания коры головного мозга затрагивает его задние отделы, достигающие относительной зрелости к 6-7 годам, и передние, созревание которых может закончиться уже в период юности. Разную динамику имеет созревание левого и правого полушарий: в раннем детстве правое полушарие развивается более активно. При гормональной перестройке и активизации глубоких структур мозга, происходящих в начале полового созревания, уровень функциональных показателей работы мозга снижается.
Методы.
Для оценки зрелости головного мозга используют морфологические методики, позволяющие судить о зрелости самого мозгового субстрата, и функциональные, выявляющие уровень развития его функций (электрофизиологических, рефлекторных, поведенческих). Индивидуальные особенности созревания, оцениваемые при сравнении со средними нормативными показателями, проявляются прежде всего в его темпе, который может быть различным на разных этапах онтогенеза.

Психологический словарь. . 2000.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
(англ. developmental psychophysiology) — область психологии, изучающая онтогенетическое развитие системных физиологических механизмов психической деятельности, в частности роль биологического созревания в психическом развитии. Общепризнанно, что социальный опыт, приобретаемый ребенком в процессе обучения и воспитания, — главный источник психического развития (см. Обучение и развитие). Биологические факторы (генетические, морфологические, физиологические, биохимические) выступают как условия развития психики. Изменяясь в ходе онтогенеза, они создают на каждом этапе специфические предпосылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей.
Изменения биологических предпосылок психического развития обусловлены процессами созревания, которые составляют определенную последовательность возрастных изменений в ц. н. с. и др. системах организма, значимых для возникновения и реализации психических функций. Процессы созревания охватывают длительный период онтогенеза и имеют гетерохронный характер, т. е. отдельные структуры и функции в организме человека созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Т. о., до достижения полной зрелости каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую «архитектуру», в значительной степени определяющую психологические возможности данного возраста.
Наибольшее значение для нормального психического развития имеет созревание головного мозга ребенка. Благодаря гетерохронности процессов созревания отдельные структуры мозга достигают окончательной зрелости на разных этапах онтогенеза. Ребенок рождается с относительно зрелыми глубокими структурами мозга, их функционирование обеспечивает адекватную адаптацию и создает исходные условия для развития психики. Дальнейшее созревание сопряжено с возрастающей кортикализацией и интеллектуализацией функций, при этом выделяется определенная направленность в процессах созревания коры головного мозга: от задних отделов, достигающих относительной зрелости к 6-7 гг., к передним, созревание которых продолжается вплоть до юношеского возраста. В нач. полового созревания функциональные показатели работы мозга обнаруживают регресс, обусловленный гормональной перестройкой и активизацией глубоких структур мозга. Созревание передних отделов коры головного мозга является условием формирования таких психических новообразований, как произвольная регуляция поведения и абстрактное мышление. Специфические для каждого возраста психические возможности ребенка зависят также от особенностей созревания левого и правого полушарий. В раннем онтогенезе правое полушарие развивается с некоторым опережением, в связи с этим его вклад в обеспечение психического развития детей, особенно на ранних этапах, весьма значителен (см. Латерализация функций, Межполушарная организация психических процессов).
Оценка зрелости головного мозга проводится на морфологическом и функциональном уровнях, т. е. можно говорить о зрелости как самого субстрата (в первую очередь, отдельных мозговых образований), так и его функций (электрофизиологических, рефлекторных, поведенческих). В качестве функциональных критериев созревания м. б. использованы некоторые показатели, получаемые посредством электроэнцефалографии, напр. возрастные особенности частотно-амплитудного спектра, наличие устойчивой ритмической активности, особенности генерализованной и локально вызванной активности мозга, особенности пространственно-временной организации биопотенциалов мозга. О созревании ц. н. с. можно также судить по показателям рефлекторной деятельности, демонстрирующим возрастную динамику формирования положительных и тормозных условных связей.
Последовательность процессов созревания отражает как общее, так и индивидуальное в развитии ребенка. Индивидуализация касается в первую очередь темпа созревания или скорости возрастных преобразований, которая может в ходе онтогенеза изменяться. Т. о., ребенок в ходе развития может переживать периоды ускорения и замедления биологического созревания. Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости на каждом возрастном этапе позволяет говорить о существовании возрастной нормы. Типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели. Отклонения от средних показателей характеризуют диапазон индивидуальных различий в уровне зрелости этих систем. (Т. М. Марютина.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "возрастная психофизиология" в других словарях:

  • Возрастная Психофизиология — раздел психологии, изучающий процесс созревания в онтогенезе мозговых механизмов психической деятельности . Индивидуальное развитие человека обусловлено присвоением им историч …   Психологический словарь

  • психофизиология — область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом. Первоначально термин «П.» использовался наряду с понятием «физиологическая психология» …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики. Отрасли психофизиологии Психофизиология когнитивных …   Википедия

  • психофизиология возрастная — раздел психологии, изучающий процесс созревания в онтогенезе мозговых механизмов деятельности психической. Индивидуально человек развивается в ходе биологического созревания путем присвоения исторически выработанного социального опыта. Для… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психофизиология —     наука о физиологических основах психики. Термин П. предложен ок. 1830 французским философом Н. Массиасом. Задачей П. является изучение физиологических и нейрофизиологических механизмов психических процессов. В П. используются методы… …   Педагогический терминологический словарь

  • Возрастная психология —         отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях. В качестве особой отрасли психологической науки В. п. начала складываться с середины 20 в., включив в себя детскую психологию (См.… …   Большая советская энциклопедия

  • Алейникова, Татьяна Вениаминовна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Алейников. Татьяна Вениаминовна Алейникова …   Википедия

  • психология общая — см. общая психология. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. психологи …   Большая психологическая энциклопедия

  • конвергенции теория — см. теория конвергенции Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ — (англ. inclinations) генетически детерминированные анатомо физиологические особенности мозга и н. с., являющиеся индивидуально природной предпосылкой процессов формирования способностей и их развития. З. с. как одно из условий формирования… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»