- гипнопедия
-
— явление ввода и закрепления в памяти информации во время естественного сна, а также метод обучения и воспитания во время сна, основанный на этом явлении. Особенно эффективен для закрепления однородной информации: иностранные слова, формулы, азбука Морзе и пр. Отмечается выраженное утомление испытуемых после сеанса гипнопедии. В наше время первая попытка практического применения гипнопедии осуществлена в США в 1923 г. В последующие годы гипнопедия использовалась и изучалась в разных странах. Ее самые распространенные теоретические концепции, как правило, ориентированы психоаналитически. Исследование, проведенные с применением энцефалографии, показали близость гипнопедического сна к гипнотическому. Но есть основания признать гипнопедический сон особым психофизиологическим состоянием, отличающимся как от гипнотического, так и от нормального физиологического сна.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- гипнопедия
-
Этимология.
Происходит от греч. hypnos - сон + paideia - обучение.Категория.Метод обучения во время специально вызванного сна.Специфика.Известна с древности (Китай, Индия). Особенно эффективна для закрепления однородной информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе). Отмечается выраженное утомление испытуемых после сеанса гипнопедии. Исследование, проведенные с применением электроэнцефалографии, показали близость гипнопедического сна к гипнотическому. Но есть основания признать гипнопедический сон особым психофизиологическим состоянием, отличающимся как от гипнотического, так и от нормального физиологического сна.Литература.Simon C.W., Emmons W.H. Learning during sleep // Psychological Bulletine. 1955, v. 52
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- ГИПНОПЕДИЯ
-
(от греч hypnos — сон + paideia — обучение) — способ обучения, введение и закрепление в памяти человека информации во время естественного сна.Практика Г. в Китае и Индии известна с давних времен. Исследование природы и методов Г. в нашей стране впервые было предпринято в 1930-х гг. (А. М. Свядощ, позже Л. А. Близнеченко); в 1960-х гг. интерес к Г. возобновился. Однако природа Г. до сих пор не раскрыта. Большинство ученых полагают, что гипнопедический сон ничем не отличается от нормального физиологического. Хотя данные электроэнцефалографии свидетельствуют об обратном. Кроме того, отмечено значительное утомление испытуемых после сеанса Г., чего не наблюдается после обычного сна. Большинство зарубежных гипнопедов (напр., Ч. Саймон) вообще оставляют вопрос о природе Г. открытым. Др. ученые (В. Райков, Д. Кэртис) отождествляют Г. с обучением в состоянии гипноза, ссылаясь при этом на сходство энцефалограмм.А. М. Свядощ выдвинул компромиссную теорию. Он считал Г. естественным сном со сторожевым пунктом. Однако интеллектуальная работа, происходящая во время гипнопедического сеанса, не м. б. обеспечена сторожевым пунктом, а происходит только в зоне раппорта (специфического речевого динамического контакта). В. Н. Бирман (1925) обратил внимание на то, что сторожевой пункт лишь внешне напоминает раппорт. Видный отечественный гипнолог К. И. Платонов также указывал на существенные различия между раппортом и сторожевым пунктом: последний функционально и локализованно постоянен; дежурный пункт изолирован от др. корковых участков, а раппорт м. б. связан с любым из них, на его специфику влияют особенности личности экспериментатора. Эти и др. соображения побуждают к признанию Г. специфическим психофизиологическим состоянием, отличным как от гипнотического, так и от нормального сна. Это самостоятельный — гипнопедический вид сна (А. Т. Губко).Дополнение ред.: Применение Г. ограничено: не заменяя обычного педагогического процесса, она м. б. эффективной для закрепления некоторых видов информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе и пр.), однако и это нуждается в тщательной проверке.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
- гипнопедия
-
ГИПНОПЕДИЯ (с. 163) (от греч. hypnos - сон + paideia - обучение, воспитание) — обучение во время естественного сна. Термин «гипнопедия» не относится к процессу приобретения знаний в состоянии гипноза или любого другого искусственно вызванного сна (электросон, медикаментозный сон), поскольку в этих случаях процесс обучения носит характер гипнотического или постгипнотического внушения.Сон (естественный и искусственный) как средство для приобретения знаний использовался еще в древности (буддийские священники в Китае, факиры и йоги в Индии и др.). Первая попытка практического применения гипнопедии в новейшее время была сделана Д.А.Финнеем (США, 1923). В СССР такая попытка была предпринята А.С.Свядощем в 1936 г. Интерес к гипнопедии и стремление дать ей теоретическое обоснование возобновились в 50-х - начале 60-х гг. XX в. В зарубежной гипнопедии заметно влияние психоаналитических концепций. Отечественные ученые объясняют возможность гипнопедии на основе павловского учения о наличии так называемых сторожевых пунктов в коре больших полушарий головного мозга во время сна.Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что усвоение информации, подаваемой гипнопедическим путем, зависит от характера памяти, возраста обучающегося, от количества сеансов и объема программы за один сеанс обучения, от интонационных характеристик речи.Многие теоретические и практические проблемы гипнопедии (работоспособность, утомляемость после длительного применения гипнопедии, изменение функционального состояния нервной системы в результате систематического использования гипнопедии и т.д.) недостаточно ясны. Очевидно, что гипнопедия не может заменить естественный педагогический процесс; она может быть полезной для закрепления в памяти лишь некоторых видов информации (иностранные слова, телеграфная азбука, формулы и т.п.).
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.