Рубинштейн Моисей Матвеевич

Рубинштейн Моисей Матвеевич
(1878–1953) — российский психолог, педагог, философ. Разрабатывал концепцию педагогической психологии как научной базы педагогики («Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой», 1913). В трудах Р. получили развитие проблемы психологии юношеского возраста («Психология, педагогика и гигиена юности», 1926). Личность по Р. образует единство ее четырех системных свойств: человек — «детище природы», «индивид», «социален», «сочлен культуры». По причинам идеологического характера после 30-го года роль Р. в развитии психологической науки замалчивалась.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.

РУБИНШТЕЙН МОИСЕЙ МАТВЕЕВИЧ
(1878-1953) — рос. и сов. философ, психолог, педагог. Философское образование получил в Германии (Фрейбургский ун-т); преподавал в М., Иркутске, Красноярске; организовал и возглавлял Восточно-Сибирский ун-т (1918-20).
Научные интересы Р. — психология личности, педагогическая и возрастная психология, педагогика. Пик публикаций приходится на 1910-20-е гг., последняя — «Воспитание читательских интересов у школьников» (1950). Р. разрабатывал глубокую и многомерную концепцию личности, в которой личность представляет собой единство 4 групп свойств: индивида, индивидуальности, члена общества и культуры («О смысле жизни», 1927). В работах разных лет Р. анализировал социально нормальные (напр., игра, семья, книги, ун-т) и аномальные (напр., война) влияния на формирование личности. В личности Р. прежде всего видел продукт культурного развития, а проблема методов воспитания и обучения была для него «вопросом о сохранении культуры и об увеличении ее дальнейших возможностей». Владение философскими, педагогическими, психологическими и социологическими методами позволяло Р. рассматривать интересовавшие его проблемы интегрированно, одновременно «научно» и «практично», без упрощенчества и авторитарной дидактичности. Р. внес крупный вклад в изучение юности, в т. ч. юношеских переживаний, которые изучал на основе анализа юношеских дневников и ретроспективных автобиографических записей многих респондентов (1926, 1928). То, что «объективно» переживания юности не вполне адекватны реальному положению вещей, не ослабляет необходимость научного исследования их, а только усиливает.
Теоретические взгляды и результаты эмпирических исследований Р. до сих пор не получили достойной оценки. Между тем многие идеи Р. созвучны принципам гуманистического личностно-ориентированного направления в человекознании, некоторые особенно актуальны в настоящее время (напр., его энергичные выступления против тенденции «насаждать в юности и даже детстве трезвость и скороспелую практичность»). Еще в 1920-е гг. он сформулировал идею безоценочного принятия: когда юноша говорит о своей потребности в понимании, последнее означает не «рассудочное» понимание его мыслей и взглядов, а в большей степени потребность в сочувствии, ласке, поддержке, признании того, что данный индивид «переживает в себе нечто, чему надо придать известное значение». (И. А. Мещерякова.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Рубинштейн Моисей Матвеевич" в других словарях:

  • Рубинштейн, Моисей Матвеевич — Моисей Матвеевич Рубинштейн Дата рождения: 15 июня 1878(1878 06 15) Место рождения: Москва Дата смерти: 3 апреля 1953(1953 04 03) (74 года) …   Википедия

  • РУБИНШТЕЙН Моисей Матвеевич —     РУБИНШТЕЙН Моисей Матвеевич [15(27) июня 1878, Москва 3 апреля 1953, там же] русский философ, психолог и педагог. В 1905 окончил философское отделение Оренбургского университета. Магистерская диссертация “Логические основания гегелевской… …   Философская энциклопедия

  • Рубинштейн, Моисей Матвеевич — (1878 1953)     психолог и педагог. Преподавал в Университете им. А.Л. Шанявского (с 1908) и на московских Высших женских педагогических курсах (с 1909). Приват доцент (с 1912), профессор (с 1918) Московского университета. Организатор и первый… …   Педагогический терминологический словарь

  • РУБИНШТЕЙН Моисей Матвеевич — [15(27).6.1878, Москва, 3.4.1953, там же], психолог и педагог. Окончил в 1905 филос. отделение Фрайбургского ун та (Германия). Вернувшись в Россию, преподавал психологию и философию в Ун те Шанявского (с 1908), на моек. Высших жен. пед. курсах (с …   Российская педагогическая энциклопедия

  • РУБИНШТЕЙН Моисей Матвеевич — (15(27).06.1878, Москва 3.04.1953, Москва)    философ, психолог, педагог. В 1905 г. окончил философское отд. Фрейбургского ун та. В 1912 г. приват доцент, с 1918 го проф. Московского ун та. Читал лекции по философии и психологии в ун те… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • РУБИНШТЕЙН Моисей — Матвеевич (1878 1953) российский психолог и педагог, д р педагогических наук, профессор (с 1918). Закончил философское отделение Фрайбургского ун та (Германия, 1905). Вернувшись в Россию, преподавал психологию и философию в ун те Шанявского (с… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Рубинштейн — В Викисловаре есть статья «рубинштейн» Рубинштейн  еврейская топонимическая фамилия, указывающая на баварское происхождение носителей …   Википедия

  • Неокантианство — Кантианство …   Википедия

  • Неокантианцы — Неокантианство направление в немецкой философии второй половины XIX начала XX веков. Центральный лозунг неокантианцев ( Назад к Канту! ) был сформулирован Отто Либманом в работе Кант и эпигоны (1865) в условиях кризиса философии и моды на… …   Википедия

  • Университет Шанявского —     Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского, учрежден по инициативе и на средства либерального деятеля, золотопромышленника, отставного генерал майора А.Л. Шанявского (1837 1905 гг.). В 1919 году академическое отделение… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»