- возраст ранний
-
— стадия развития психического ребенка от одного года до трех лет, характерная качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий мозга головного. На ней стадии происходят следующие события индивидуального развития:1) формируется ходьба, локомоция, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания внешнего мира;2) развивается общение ситуативно-деловое со взрослыми и общение со сверстниками;3) формируются процессы когнитивные;4) происходит овладение речью пассивной и активной;5) становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.Психике ребенка этого возраста характерны:1) высокая зависимость от наглядной ситуации;2) функционирование психического отражения в неразрывной связи с практическими действиями;3) выраженный аффективный характер направленности на внешний мир.Деятельностью ведущей в этом возрасте выступает деятельность предметно-манипулятивная, в рамках коей происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование действий предметных ребенка неотделимо от его общения со взрослым, кое является ситуативно-деловым. В этот период особенно интенсивно развивается речь ребенка: на втором году он уже понимает названия многих предметов, с коими имеет дело, а на третьем году понимание распространяется на предметы, находящиеся вне его непосредственного опыта.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.