школа Лейпцигская

школа Лейпцигская
— психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10-х гг. до середины 30-х гг. XX в. Основные представители — Ф. Крюгер (глава школы), Г. Фолькельт, Ф. Заддер, О. Клемм, А. Веллек и пр. Иногда называется «второй школой Лейпцигской» (после Вундтовской). Основной направления выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Как и гештальт-психологи, представители школы Лейпцигской разделяли требование целостного подхода к изучению психики, но считали гештальты не единственными единицами сознания (мира феноменального), — к тому же их трактовка гештальта имела большую смысловую наполненность; на более ранних ступенях психического развития такими единицами являются «комплекс-качества» (понятие, родственное понятию гештальт-качества в гештальт-психологии) — диффузные, аффективно окрашенные, но вполне целостные переживания, кои дифференцируются в ходе развития. Комплекс-качество служит основой для формирования гештальтов. В качестве одного из методов исследования перехода комплекс-качества в гештальт был разработан метод самонаблюдения феноменологического. В то же время теоретики школы обращали особое внимание на практически игнорируемую гештальт-психологией смысловую сторону гештальтов. По их мнению, во всех видах генезов — в филогенезе, антропогенезе, онтогенезе и актуалгенезе — психическое идет от комплекс-качеств ко все более дифференцированным осмысленным гештальтам. Эта гипотеза проверялась и доказывалась эмпирически и экспериментально в многочисленных исследованиях школы Лейпцигской по проблемам актуалгенеза и типологии восприятия, филогенеза и онтогенеза восприятия, развития деятельности изобразительной у ребенка, его операций интеллектуальных и пр. Для сторонников школы Лейпцигской системообразующим фактором психической жизни (в феноменальном плане) были чувства, кои, согласно их концепции, определяют закономерности восприятия, памяти, мышления и в наибольшей степени выражают внутренний «трансфеноменальный» мир душевного бытия, не сводимый к миру переживаний (феноменов) и являющий собой систему установок, диспозиций, потенций, от коих зависит течение актуальных процессов психических. Для характеристики этого мира было введено понятие структуры — длительно существующего «субстанционального» образования, системы установок, диспозиций, определяющих закономерности развертывания актуальных процессов психических. Трансфеноменальные структуры делятся школой Лейпцигской:
1) на «душевные»:
а) индивидуальные, среди коих центральной является структура ценностных ориентации;
b) надиндивидуальные — «душа» семьи, народа, расы и пр.;
2) «субъективно-духовные» — сюда относились некие идеальные образования: мораль, право, искусство, а также язык.
Душевная структура тем «совершеннее», чем более выражаются в ней объективно-духовные структуры. В феноменальном плане это проявляется в преобладании осмысленных гештальтов над диффузными комплекс-качествами. Говоря проще, это означает, например, развитую способность к эстетическому восприятию или способность к созданию новых произведений искусства. В дальнейшем представления исследователей школы Лейпцигской нашли продолжение в немецкой характерологии 50-х гг. (А. Веллек), а также в психологии гуманистической (Г. Олпорт). Школа Лейпцигская сыграла значительную роль в утверждении целостного подхода в психологии. Экспериментальные результаты школы Лейпцигской высоко оценивал Л. С. Выготский, считавший их одним из доказательств его собственной концепции системного и смыслового строения сознания. Отдельные идеи школы оказали влияние на представителей психологии гуманистической.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "школа Лейпцигская" в других словарях:

  • лейпцигская школа — психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10 х до середины 30 х гг. ХХ в. Основные представители Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек и др. Иногда Л. ш. называют «второй Л. ш.» после «первой», Вундтовской… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Лейпцигская высшая школа музыки и театра — Лейпцигская высшая школа музыки и театра …   Википедия

  • Лейпцигская Высшая школа музыки и театра — (СПбГК) Год основания 1843 Расположение …   Википедия

  • Лейпцигская Высшая школа музыки — и театра (СПбГК) Год основания 1843 Расположение …   Википедия

  • Школа Святого Фомы (Лейпциг) — Лейпцигская школа св. Фомы Основана 12 …   Википедия

  • Лейпцигская консерватория — Лейпцигская Высшая школа музыки и театра (СПбГК) Год основания 1843 Расположение …   Википедия

  • лейпцигская школа первая — см. первая Лейпцигская школа Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА (музыкальное направление) — ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА, направление в немецкой музыке сер. 19 в., связанное с Лейпцигской консерваторией (основана в 1843). Опиралась на традиции немецкой классической музыки, содействовала распространению музыкального профессионализма,… …   Энциклопедический словарь

  • ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА — направление в немецкой музыке сер. 19 в., связанное с Лейпцигской консерваторией (основана в 1843). Опиралась на традиции немецкой классической музыки, содействовала распространению музыкального профессионализма, пропагандировала творчество И. С …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА — см. Целостная психология …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»