- целеобразование
-
— процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Ц. может быть как непроизвольным, так и произвольным, характеризоваться временной динамикой. Существует ряд механизмов Ц.: превращение полученного требования в индивидуальную цель, выбор одного из имеющихся требований, превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании, превращение побочных результатов действия в цель, преобразование неосознанных предвосхищений в цель, выделение промежуточных целей, переход от предварительных к окончательным целям, образование иерархии и временной последовательности целей. Исследования Ц. образуют одно из важных направлений психологического анализа деятельности (индивидуальной и совместной): изучаются зависимость Ц. от мотивации деятельности, роль эмоций в актах Ц., оценки достижимости результата, соотношение общих и конкретных целей. Анализ Ц. ведется в функциональном плане, в плане исторического развития психики, онтогенетического (см. онтогенез) развития психики и биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- целеобразование
-
— процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Бывает и непроизвольным, и произвольным; характеризуется временной динамикой. Основа формирования цели у человека его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружения. Как филогенетические предпосылки появления осознаваемых целей у человека выступают две формы предвосхищения в жизнедеятельности животных:1) предвосхищение полезного результата — потребного будущего, достижение коего дает прямой приспособительный эффект;2) предвосхищение средств, использование коих приведет к достижению полезного результата (возникает на относительно высоких уровнях эволюции).В онтогенезе формирование цели идет в направлении от постановки цели и образования намерений в деятельности совместной с другими людьми — к постановке цели перед собой. В функциональном отношении в действии выделяются такие процессы:1) образование цели;2) осуществление действия;3) эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода выполнения действия и его окончательного результата.Образ предвосхищаемого результата обретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом или системой мотивов. Целеобразование, появление цели — центральный момент в ходе выполнения действия и главный механизм формирования новых действий. Психофизиологическая основа цели — закодированный в мозгу образ будущего потребного, акцептор результатов действия, регулирующий программу физиологической реализации действия посредством предвосхищаемых и санкционирующих команд (информирующих о соответствии достигнутого результата требуемому). Существует ряд механизмов целеобразования:1) превращение полученного требования в индивидуальную цель;2) выбор одного из наличных требований;3) превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании;4) превращение побочных результатов действия в цель;5) преобразование неосознанных предвосхищений в цель;6) выделение целей промежуточных;7) переход от целей предварительных к окончательным;8) образование иерархии и временной последовательности целей.Исследования целеобразования — одно из важных направлений психологического анализа деятельности индивидуальной и совместной:1) изучаются зависимость целеобразование от мотивации деятельности;2) роль эмоций в актах целеобразования;3) оценки достижимости результата;4) соотношение общих и конкретных целей.Анализ целеобразования ведется в плане функциональном, в плане исторического и онтогенетического развития психики и в плане биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.