физиогномика

физиогномика
(от греч. physis — природа, gnomon — знающий) — учение о якобы однозначной связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Возникло в древности на основе представления о предопределенности психического (нравственного) в человеке и телесного тем, что ему изначально предписано природой. На протяжении веков Ф. служила предпосылкой многих типологий характеров. Но они (как и попытки оживить идеи Ф. в XX в.) не имели научных оснований (см. Характерология).

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.

физиогномика
— учение об однозначности связи внешнего облика человека с типом его личности, благодаря чему по внешним признакам можно установить психологические характеристики индивида. Возникло в древности на основе представления о предопределенности психического (нравственного) и телесного в человеке тем, что ему изначально предписано природой. На протяжении веков физиогномика служила предпосылкой многих типологий характеров (см. характерология).

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

физиогномика
   ФИЗИОГНОМИКА (с. 623) — учение о проявлениях индивидуально-психологических особенностей личности в чертах лица.
   Попытки определить связь между внешностью и характером человека предпринимал еще Аристотель, являющийся одним из создателей учения о физиогномике. Прогнозируя по внешним признакам поведенческие реакции человека и особенности его интеллекта, Аристотель большое значение придавал сходству его с животными, которые по традиции наделялись якобы свойственными им от природы качествами. «Нос толстый, как у быка, — писал Аристотель, — означает лень. Широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость. Острый, как у собаки, нос - признак холерического темперамента. Орлиный нос означает смелость, крючковатый, как у вороны, - настороженность... у кого широкий рот, тот храбр».
   Аристотель также считал, что можно установить сходство между отдельным человеком и представителями целых рас и народностей — эфиопов, индийцев, хеттов и др. Проанализировав признаки разных народов (то, что мы сегодня назвали бы национальным характером), нетрудно определить и индивидуальный характер по выраженности соответствующих внешних черт.
   Аристотелю также принадлежит наблюдение, более похожее на истину: если лицо человека несет в себе черты, характерные для проявления определенных эмоциональных состояний (умиротворение, испуг, страсть), то можно утверждать без риска впасть в ошибку, что именно это состояние настолько характерно для человека, что фактически является его индивидуальной особенностью. То есть человек, чье лицо постоянно напоминает маску страха, по натуре своей боязлив, и т.п.
   Взяв за основу учение Аристотеля, физиогномику стали разрабатывать его последователи. Из них наиболее известны Полемон (II в. н.э.) и Адамантий (IV в. н.э.).
   Однако, по данным некоторых историков, до Аристотеля физиогномикой занимался Пифагор, которого некоторые ученые и считают ее родоначальником. Последовательными проводниками физиогномики были крупные ученые Древней Греции и Древнего Рима: выдающиеся врачи Квинтиллиан, Гелен и Цельс; крупные мыслители Цицерон, Плиний-младший и др.
   Большой популярностью на Древнем Востоке пользовалась кийяфа — искусство бедуинов, умеющих читать как открытую книгу не только тайны пустыни, но и секреты человеческого лица. Так, человек, по обличью схожий со львом, объявлялся отважным, милосердным, гордым и терпеливым; похожий на леопарда - хвастливым, злопамятным и вероломным. Высокий лоб в представлении бедуинов свидетельствовал о глупости (!), залысины - о низости духа, узкий лоб - о ловкости. Глаза средней величины говорили об изрядном уме и хорошем характере, неподвижный взор - о скудоумии, рассеянный взор - о ветрености и непостоянстве. Огромное значение бедуины придавали родинкам. В Средние века склонные к «науке» богатые арабы выбирали на рынке рабов, опираясь на эти и многие другие физиогномические принципы.
   Рассуждая об истинной и ложной сути физиогномики, вероучитель Абдул-Баха приводит любопытную притчу о молодом ученом-физио-гномисте, который шесть лет прилежно изучал в Египте науку о чертах и выражениях лица. Успешно сдав экзамены и оседлав коня, радостный и гордый возвращался молодой человек на родину. Полученные знания позволяли ему видеть в каждом встречном явные и скрытые черты характера, добрые и дурные наклонности. Особенно его поразило лицо одного незнакомца, в котором он прочитал, что тот жаден, хитер и беспощаден. Молодой физиогномист был поражен, когда незнакомец с добродушной улыбкой стал любезно приглашать его в дом в качестве почетного гостя. Противоречивость усвоенного и увиденного не только взволновали молодого человека, но и пробудили в нем сомнения в верности египетской школы физиогномистов. В течение трех дней радушный хозяин изысканно услаждал ученого гостя всевозможными яствами и кальяном. Однако при расставании лицо хозяина вновь обрело злобное выражение, а счет, неожиданно врученный «почетному гостю», оказался невообразимо высоким. Пришлось отдать все деньги, халат и коня в придачу. Обчищенный до нитки, молодой физиогномист отправился в путь... славя Всевышнего и своих учителей за то, что годы обучения в египетской школе не были потрачены даром.
   В Средние века отдельные взгляды физиогномистов разделяли и в той или иной мере совершенствовали Ибн Сина и ряд ведущих алхимиков, в эпоху Возрождения - Иоанн Дуне Скотт и Леонардо да Винчи.
   Начиная с XV в. физиогномика обрела большую популярность. Ею серьезно занимались все, кто «по долгу службы» был занят «работой с людьми», - духовные лица, медики, философы, юристы. Значительную популярность приобрело, в частности, лицегадание: определение судьбы человека по чертам лица. Физиогномика в ту пору была довольно авторитетна. Она к тому времени успела обрасти множеством новых умозаключений, которые по уровню достоверности вполне могли конкурировать с сентенциями Аристотеля. Так, средневековый монах Альберт Великий считал, что «толстый и долгий нос служит знаком человека, любящего все прекрасное и не столь умного, сколь он сам о себе думает», а «кто вертит головою во все стороны, тот совершенный дурак, глупец, суетный лживый плут, занятый собою, посредственных способностей, развратного ума, довольно щедрый и находит большое удовольствие вышыпплять и утверждать политические новости».
   В конце XVIII в. такая формальная физиогномика получила развитие в многотомном сочинении цюрихского пастора Иоганна Лафатера, который сначала изучал психологические особенности человека (отчасти пользуясь признаниями прихожан на исповеди), а затем сопоставлял полученные данные с особенностями черт лица. Накопленные таким образом сведения послужили поводом к тому, что он стал доказывать возможность определения особенностей характера по рельефу лица и строению черепа и претендовать на роль основателя новой науки. Он писал: «Лица настолько же доступны чтению, насколько это присуще книгам, разница лишь в том, что они прочитываются в короткое время и меньше обманывают нас». Однако не все разделяли его энтузиазм. Давая оценку учению Лафатера, Георг Лихтенберг отмечал, что «эта теория представляет в психологии то же, что и весьма известная теория в физике, объясняющая свет северного сияния блеском чешуи селедок... Можно постараться нарисовать себе ночного сторожа по голосу. При этом часто ошибешься настолько, что трудно удержаться от смеха, когда обнаружишь свое заблуждение. А разве физиогномика нечто иное?»
   Произведя фурор оригинальностью своего подхода, Лафатер допустил ряд ошибок, немыслимых для серьезного исследователя. Так, предмет его наблюдений составляли не все черты лица в их взаимодействии, а в основном его нижняя часть и так называемый лицевой профиль. Систематического метода выведено не было, объективные закономерности заменялись субъективным мнением автора, и в итоге труды Лафатера вызвали серьезную критику.
   Недостаточная обоснованность физиогномических теорий обусловила скептическое отношение к ним отечественных ученых, гордившихся своим материалистическим мировоззрением. При этом упускалось из виду, что многие признанные авторитеты материалистической науки не только не отрицали взаимосвязи внешнего и внутреннего, но и логически ее обосновали. Так, Ч.Дарвин и И.М.Сеченов высказали обоснованное мнение о том, что черты лица и особенно мимика и другие выразительные движения отражают функциональное состояние нервной системы и зависят от особенностей психики человека.
   «Что есть научного в так называемой науке о физиогномике, - рассуждал Ч.Дарвин, - зависит, кажется, оттого, что каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и потому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более рельефными и видимыми». (Вспомним, что нечто подобное в свое время предполагал еще Аристотель.)
   Приблизительно в то же время И.М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» писал: «Психическая деятельность человека выражается, как известно, внешними признаками; и обыкновенно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты, и люди, занимающиеся духом, судят о первой по последним, т.е. по внешним признакам... Все без исключения качества внешних проявлений мозговой деятельности, которые мы характеризуем, например, словами: одухотворенность, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результат большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц - акта, как всем известно, чисто механического».
   Таким образом, становится очевидно, что психологическая оценка внешности не лишена научных оснований. К сожалению, человек, увлеченный этой проблемой, сегодня сталкивается со множеством противоречивых источников, многие из которых недалеко ушли от средневековой схоластики.
   Пытаясь оценивать окружающих на основе какой-то частной теории, мы рискуем сделать поверхностные и односторонние выводы. Проблема состоит в том, что такой сложный объект, каким выступает человек, недопустимо оценивать в статике, но только в динамике. Наряду с характерными чертами внешности анализу подлежат многообразные нюансы поведения - как речевого, так и бессловесного. Только непротиворечивое сочетание множества внешних признаков позволяет нам выносить более или менее достоверную оценку.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. . 2005.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "физиогномика" в других словарях:

  • ФИЗИОГНОМИКА —         (греч. или наука о распознании природных задатков по физич. свойствам, от природа, природные задатки и сведущий, проницательный), в науке древности и некоторых позднейших эпох учение о необходимой связи между внеш. обликом человека (и… …   Философская энциклопедия

  • ФИЗИОГНОМИКА — (греч.). Искусство определять характер и внутренние качества человека по его внешности и особенно по лицу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФИЗИОГНОМИКА уменье по внешности и особенно по лицу судить… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ФИЗИОГНОМИКА — (греческое physiognomike, physiognomonike, от physis природа и gnomonikos сведущий, знаток), учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела; в широком смысле искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений, учение о… …   Современная энциклопедия

  • ФИЗИОГНОМИКА — (греч. physiognomike physiognomonike), учение о выражении человека в чертах лица и формах тела; в широком смысле искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений, учение о выразительных формах какой либо области действительности …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФИЗИОГНОМИКА — и (редк.) физиономика, физиогномики, мн. нет, жен. (от греч. physis природа и gnomon знающий) (спец., псих.). Искусство определения внутреннего состояния человека по движениям, мимике лица. || Учение о связи психического состояния человека с… …   Толковый словарь Ушакова

  • физиогномика — сущ., кол во синонимов: 5 • лицегадание (2) • прозопология (3) • физиономика (3) …   Словарь синонимов

  • ФИЗИОГНОМИКА — (от греч. physis npupodavignomonikos сведущий) англ. physiognomy; нем. Physiognomie. 1. В широком смысле искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений, учение о выразительных формах к. л. области действительности. 2. Наука о… …   Энциклопедия социологии

  • Физиогномика — (греч. наука о распознании природных задатков по физическим свойствам, от природа, природные задатки и сведущий, проницательный), в науке древности и некоторых позднейших эпох учение о необходимой связи между внешним обликом человека (и любого… …   Энциклопедия культурологии

  • ФИЗИОГНОМИКА — (греч. physiognomikė), Раздел экологии, изучающий форму и структуру природных сообществ; учение о внешнем виде сообществ. Термин введен Р. Уиттекером (1980). Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской… …   Экологический словарь

  • физиогномика — и физиономика …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»