- узнавание
-
— опознание воспринимаемого объекта как такого, который уже известен по прошлому опыту (см. идентификация). Основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти. У. различается по степени определенности, четкости, полноты и произвольности. В качестве произвольного У. выступает, когда оно используется для установления эффективности запоминания или заучивания. Уровень У. всегда выше уровня воспроизведения, какие бы приемы воспроизведения ни применялись. В качестве непроизвольного У. выступает, когда не стоит специальная задача на опознание. Оно может быть при этом неполным, неопределенным, фантомным, когда переживается, например, чувство знакомости в отношении человека, к-рого на самом деле никогда не встречал (см. парамнезия). Иногда неполное непроизвольное У. порождает задачу припоминания и переходит в произвольное.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- узнавание
-
— опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту (см. идентификация). Его основа-сличение наличного восприятия с соответственными следами памяти, выступающими в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета.Выделяется узнавание предмета:1) индивидуальное — как повторное восприятие именно данного предмета;2) родовое — когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-то классу.Узнавание различается по степени определенности, четкости, полноты и произвольности. Как произвольное узнавание выступает, когда оно используется для установления эффективности запоминания или заучивания. Уровень узнавания всегда выше уровня воспроизведения, какие бы приемы воспроизведения ни применялись. Как непроизвольное узнавание выступает, когда не ставится специальная задача на опознание. При этом оно бывает неполным, неопределенным, фантомным (когда переживается, например, чувство знакомости в отношении человека, коего никогда не встречал) (см. парамнезия). Иногда неполное непроизвольное узнавание порождает задачу припоминания и переходит в произвольное.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- узнавание
-
Категория.
Опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия.Специфика.Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета.Виды.Выделяют:• индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета,• родовое, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-то классу предметов.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- УЗНАВАНИЕ
-
(англ. recognition) — отождествление (идентификация перцептивная), признание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту. У. основано на операции сличения наличного впечатления с соответствующими следами памяти. Эти следы выступают в процессе сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления. Различается У. индивидуальное и родовое. В процессе индивидуального У. идентифицируется к.-л. индивидуальный объект. В итоге он фиксируется как именно тот самый, который встречался раньше. Родовое У. — это опознание (категоризация) вариативного предмета или явления, напр. некоторой геометрической фигуры. Узнать вариативный объект — значит отнести его к к.-л. известному классу объектов.У. (как и опознание) м. б. сукцессивным и симультанным. Сукцессивное (последовательное) У. характеризуется стадийностью. Оно связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом сначала возникает лишь чувство знакомости, которое затем переходит на уровень полного опознания предмета или явления. Симультанное (мгновенное) У. имеет место тогда, когда объект хорошо знаком и условия его восприятия не затруднены.Особое явление представляет собой ложное У., когда человек переживает как знакомые впервые воспринимаемые объекты (феномен «уже пережитого» — фр. déjà vu). См. Псевдопамять.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.