развитие умственное: уровень
- развитие умственное: уровень
-
— совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.
Наличный уровень развития умственного — это состояние познавательных и творческих возможностей индивида. Информация об уровне развития умственного может быть получена путем длительных психолого-педагогических наблюдений или же путем проведения диагностических испытаний с помощью специальных методик. Так, тестирование критериально-ориентированное (
см. тест критериально-ориентированный) позволяет, не охватывая уровня развития умственного в целом, установить, насколько он достаточен для усвоения учебных программ и выполнения заданий конкретной деятельности учебной и профессиональной, выявить пробелы в знаниях и указать способы их устранения.
При анализе уровня развития умственного нужно исходить из принципа неразрывности связи и взаимной обусловленности содержания и формы мышления (Л. С. Выготский). Нарушение этой связи снижает эффективность мышления. Если содержание мышления отражает существенные стороны социальной и культурной среды, где проходили жизнь и деятельность индивида, то усвоением этого содержания предопределен сформированный у него уровень развития умственного, и его способности умственные могут оказаться недостаточными для усвоения нового содержания.
Однако своеобразие уровня развития умственного обусловлено не только факторами онтогенеза, но и природными психофизиологическими особенностями индивида. Это обнаруживается в деятельности мышления и, в частности, в складывающейся мотивации предпочтения индивидом некоих видов деятельности.
По наличному уровню развития умственного невозможно определить, сколько времени и усилий понадобилось индивиду для его достижения.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.
Полезное
Смотреть что такое "развитие умственное: уровень" в других словарях:
Развитие умственное — сложная динамическая система количественных и качественных изменений, происходящих в интеллектуальной деятельности человека в результате овладения им опытом, соответствующим общественно историческим условиям, в к рых он живет, возрастным и… … Педагогический словарь
уровень развития умственного — развитие умственное: уровень совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Наличный… … Большая психологическая энциклопедия
уровень умственного развития — развитие умственное: уровень совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Наличный… … Большая психологическая энциклопедия
Умственное развитие — количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем. У. р. представляет собой динамическую систему, определяющуюся как усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка, под влиянием… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
тест — (от англ. test проверка) стандартизованная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью. Т. существуют… … Большая психологическая энциклопедия
УНИВЕРСИТЕТЫ — 1 . (от лат. universitas совокупность, общность) высшие учебно науч. заведения, которые ведут подготовку специалистов по всей совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. История У. по существу начинается с эпохи зап. европ.… … Советская историческая энциклопедия
Силы специального назначения Армии США — Эта статья об американском военном подразделении; о боснийском военном подразделении см.: Зелёные береты (Босния и Герцеговина). U.S. Army Special Forces … Википедия
СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ — уровень образования, обеспечивающий сознательное, активное участие человека в жизни общества, способствующий его самостоят. проф. деятельности; даёт основу для высш. образования. Различают общее С. о. и среднее профессиональное образование. Осн.… … Российская педагогическая энциклопедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Белинский, Виссарион Григорьевич — — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия