проекция

проекция
Классическая форма защиты, состоящая в приписывании другому или другим своих собственных ощущений, эмоций, мыслей, проблем (Смотри также: профлексия, дефлексия и ретрофлексия).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. . 2008.

проекция
(от лат. projectio — выбрасывание вперед) — процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта. Определение особенностей личности по ее П. используется в проективном методе.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.

проекция
1. Процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств или состояний на внешние объекты. Механизм защитный, впервые рассмотренный З. Фрейдом. Заключается в приписывании собственных — обычно вытесненных — побуждений и чувств другим людям. Бессознательное наделение других людей собственными чувствами, неосознанное приписывание им своих, зачастую «постыдных» бессознательных устремлений. В отношениях межличностных иногда проявляется в виде феномена «козла отпущения». Происходит под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта. По-видимому, к проекции предрасполагают такие черты характера, как недоверчивость, подозрительность и фанатизм.
Определение особенностей личности по ее проекциям используется в методе проективном. Пристрастность отражения мира, обусловливаемая проекцией, может иметь и защитный, патологический, и творческий, созидательный характер.
Различаются несколько видов проекции:
1) проекция классическая, или защитная;
2) проекция атрибутивная;
3) проекция аутистическая.
2. Под проекцией нередко понимается не только средство защиты психологической, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Субъект, оказавшись в некоей ситуации, в восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности — например, интерпретирует рисунок соответственно своим личностным особенностям.
Согласно Фрейду, проекцией называются два существенно различных явления, которые объединяются неосознаваемостью трансформаций, коим подвергаются исходные влечения, — в сознании же выступает лишь продукт этих трансформаций. Со временем термин проекция стал настолько расхожим, что отличить проекцию от ряда иных психологических феноменов стало весьма трудно. Ввиду этого предлагается различать несколько видов проекции (см. проекция: классификация).
Одна из попыток преодоления кризиса в обосновании методик проективных — отказ от понятия проекции как объяснительной категории. Пример подобного подхода — концепция искажения апперцептивного.
На практике принято различать два типа проекции соответственно двум классам методик проективных. Так, в тестах интерпретативных проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов и установок личности. В тестах на структурирование отражается «скелет» личности — не столько содержание ее мира внутреннего, сколько его структура формальная — то, как испытуемый воспринимает себя и свое окружение социальное.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

проекция
Этимология.
Происходит от лат. projectio - бросание вперед.
Автор.
З.Фрейд.
Категория.
Форма психологической защиты.
Специфика.
Ее работа обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных тестов.

Психологический словарь. . 2000.

ПРОЕКЦИЯ
(от лат. projectio — бросание вперед).
1. Психологический механизм, заключающийся в бессознательном приписывании субъектом имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям. Впервые использовавший это понятие З. Фрейд рассматривал в качестве содержания П. социально неприемлемые желания и тенденции, вытесненные субъектом. П. выступала у Фрейда как один из механизмов психологической защиты (см. Защита психологическая) от осознания наличия у себя этих тенденций. Впоследствии, в т. ч. в работах самого Фрейда, понятие П. приобрело более расширительное толкование, включив в себя самые разные процессы, проявляющиеся в зависимости восприятия и понимания субъектом поведения др. людей от его собственных — осознаваемых или неосознаваемых — личностных черт, мотивов и комплексов. Наиболее широкое понимание П. определяет ее как обусловленность восприятия человеком предметного мира и др. людей собственными потребностями и личностными чертами.
2. Методический принцип, лежащий в основе особого класса психодиагностических методик — проективных методик или техник (см. Тесты проективные). Для этого класса методик характерна неопределенность стимульного материала или инструкции, приводящая к активному включению испытуемого в процесс их интерпретации и выполнения задания. Через механизм П. на эти процессы оказывают влияние личностные черты и мотивы испытуемого. Особенности интерпретации человеком объективно неоднозначных событий и ситуаций и приписывания определенных черт и мотивов персонажам, действующим в этих ситуациях, позволяют делать диагностические заключения о структурах личности испытуемого, обусловивших именно такую, а не иную интерпретацию. (Д. А. Леонтьев.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

проекция
   ПРОЕКЦИЯ (с. 466) (от лат. projectio - выбрасывание вперед) - психологический механизм, состоящий в бессознательном приписывании человеком собственных мыслей, переживаний, черт и стремлений (по большей части - неосознаваемых) другим людям. Такое определение, однако, является слишком общим и в то же время недостаточно исчерпывающим, особенно в связи с тем, что в психологии феномен проекции рассматривается применительно к разнообразным ситуациям. Первоначально предложенный З.Фрейдом, термин «проекциям» претерпел множество толкований и сегодня употребляется по-разному в разных контекстах. Даже в работах самого Фрейда, не говоря уже о его многочисленных последователях и интерпретаторах, этот термин подразумевает довольно широкий круг толкований, что дало основание такому крупному специалисту поданной проблеме, как Р.Сире, заявить: «Проекция, видимо, является самым неадекватно определенным термином во всей психоаналитической теории».
   Чарльз Райнкрофт, автор «Критического словаря психоанализа», указывает, что феномен проекции впервые был описан Фрейдом в 1911 г. в связи с анализом одного случая бреда преследования. Более дотошные исследователи находят еще более ранние упоминания о проекции в работах Фрейда. Леопольд Беллак, создатель теста детской апперцепции, отмечает, что термин «проекция» впервые упоминается в работе Фрейда «Невроз страха», опубликованной еще в 1894 г. В этой статье, в частности, говорится: «Психика развивает невроз страха, когда чувствует себя неполноценной по отношению к задаче управления [сексуальным] возбуждением, возникающим эндогенно. То есть она действует так, как если бы проецировала это возбуждение во внешний мир».
   В 1896 г. в статье «О защитных нейропсихозах» Фрейд более точно сформулировал, что проекция является процессом приписывания собственных влечений, чувств и установок другим людям или внешнему миру, в качестве защитного механизма позволяющим не осознавать такие «нежелательные» явления в самом себе. Дальнейшее уточнение понятия в этой работе было сделано при описании случая Шребера в связи с паранойей. В трактовке Фрейда описанный им параноик обладал несомненными гомосексуальными тенденциями, которые под давлением Суперэго преобразовывались из «я его люблю» в «я его ненавижу»; эту ненависть субъект приписывает (проецирует) бывшему объекту своего тайного влечения, который таким образом становится угрожающим преследователем. А поскольку с внешней опасностью справляться несколько легче, чем с внутренней, это даже приносит своеобразное облегчение.
   Несколько лет спустя при исследовании природы и механизмов образования сновидений Фрейд высказал такие соображения, в соответствии с которыми сновидение и галлюцинация могли быть рассмотрены в качестве проекции нереализованных желаний человека на внешний мир.
   В работе «Психопатология обыденной жизни» основатель психоанализа с помощью феномена проекции попытался раскрыть психологические корни суеверия. При обсуждении данного вопроса он исходил из того, что суеверный человек «проецирует наружу мотивировку» своих собственных случайных действий, вместо того чтобы находить ее внутри себя. На этом основании Фрейд пришел к выводу, что значительная доля мифологического миросозерцания, простирающегося и на новейшие религии, «представляет собой не что иное, как проецированную во внешний мир психологию».
   Аналогичный взгляд на проекцию имел место и в его работе «Тотем и табу», в которой он утверждал, что анимизм был естественным мироощущением для примитивного человека, проецирующего во внешний мир структурные условия своей души. Нелишне отметить, что в данной работе Фрейд провел параллель между проекцией чувств человека, находящей отражение в религии, и сходным процессом, наблюдаемым у параноика. Основатель психоанализа отмечал, что «воспринимаемые» примитивным человеком духи и демоны представляют собой не что иное, как «проекцию его чувств»: «объекты привязанностей своих аффектов он превращает в лиц, населяет ими мир и снова находит вне себя свои внутренние душевные процессы, совершенно так же, как остроумный параноик Шребер, который находил отражение своих привязанностей и освобождение своего либидо в судьбах... »
   В «Лекциях по введению в психоанализ» Фрейд дал краткое описание истории болезни женщины, проективная деятельность которой привела к возникновению бреда ревности. В его интерпретации бессознательная влюбленность 53-летней добродетельной супруги и матери в Молодого человека, ее зятя, оказалась для нее столь тяжким грузом, Что это обернулось бредовой ревностью. С помощью механизма смещения фантазия о неверности мужа стала охлаждающим компрессом на ее переживания. Преимущества бреда ревности доставили ей облегчение, которое было достигнуто в форме «проекции своего собственного состояния на мужа». Тем самым Фрейд как бы эмпирически подтверждал ранее высказанное им в работе «Тотем и табу» предположение, что склонность к проецированию душевных процессов вовне усиливается там, где «проекция дает преимущества душевного облегчения». Такое преимущество, как полагал он, с полной определенностью можно ожидать в случае, когда душевные движения вступают в конфликт: болезненный процесс «пользуется механизмом проекции, чтобы освободиться от подобных конфликтов, разыгрывающихся в душевной жизни».
   Те или иные аспекты фрейдовского понимания проекции получили свою дальнейшую разработку в исследованиях ряда аналитиков. Так, М.Кляйн через призму проекции и интроекции рассматривала двойственное отношение ребенка к своему «первичному объекту». Она полагала, что младенец «проецирует свои любовные импульсы и приписывает их удовлетворяющей («хорошей») груди, точно так же как он приписывает фрустрирующей («плохой») груди проецируемые на нее деструктивные импульсы». В этом отношении картина внешнего и переведенного во внутренний план объекта в психике ребенка расценивалась ею как искаженная фантазиями, непосредственно связанными с проецированием его импульсов на объект.
   Если М.Кляйн придерживалась точки зрения, согласно которой проекция и интроекция являются процессами, способствующими различению внешнего и внутреннего и, следовательно, развитию Я, то полемизировавшая с ней А.Фрейд относила проекцию и интроекцию к тому периоду, когда Я уже дифференцировалось от внешнего мира. Исследуя различные механизмы защиты Я, она рассматривала проекцию в качестве одного из важных защитных способов, используемых человеком при попытках разрешения его внутрипсихических конфликтов.
   Для К.Хорни проекция была частным случаем экстернализации, то есть тенденции так воспринимать внутренние процессы, как если бы они находились вне человека. Проекция соотносилась ею с объективированием имеющихся у человека трудностей. С ее точки зрения, экстернализация различных черт человека может осуществляться «посредством прямой проекции, то есть в форме восприятия их как принадлежащих другим людям или посредством перекладывания ответственности за них на других людей». Хорни считала, что в ряде случаев проекция позволяет человеку отреагировать свои агрессивные наклонности, не осознавая их и потому не сталкиваясь лицом к лицу со своими конфликтами. В ее понимании в качестве побочной функции «проекция может служить потребности в самооправдании»: не сам человек испытывает желание красть, обманывать, унижать, но другие хотят сделать это по отношению к нему.
   Даже не разделяя полностью психоаналитической теории личности, трудно не согласиться с тем, что многие случаи негативного отношения к окружающим (к конкретным лицам или целым группам) бывают продиктованы мотивами самозащиты по принципу проекции.
   Кто жалобнее и чаще хитрецов и хапуг сетует на всеобщую неискренность, криводушие и алчность? Кто громче упрямцев жалуется на тупую неподатливость окружающих? Да разве я упрям? Это упрямы несогласные со мной. Все до единого. Просто я прав, а они упрямы как ослы. Уж и не знаю, из каких соображений.
   Я эгоист? А кто не эгоист? Оглянитесь вокруг себя. Каждый выживает как умеет, дрожа за себя, как за какую-то немыслимую ценность. Я по сравнению со всеми - голубиная душа, жертвенный альтруист.
   А кому верят лжецы? А властолюбцы, карьеристы и стяжатели - как они любят кричать о том, как все вокруг рвутся к деньгам и карьере!
   В чересчур ярких и нескромных проявлениях своей личности громко и азартно обвиняют современников те, кто с наслаждением так же проявил бы собственное лицо, но не имеет его или не решается, подсознательно верно представляя его качество.
   «Все вокруг терпеть меня не могут, ищут только случая напакостить, я лишь вынужденно защищаюсь», — вполне искренне и убежденно говорят люди с нетерпимым характером, скандалисты, склочники и неудачники агрессивной масти.
   А можно вообще все черты, присущие своему характеру, но опасные для самоуважения, оптом возложить на окружающих - иной, например, расы или нации, а тогда любые поступки станут трактоваться как вынужденные меры предосторожности и самообороны. Так, американские психологи вполне всерьез утверждают, что стабильно хорошее моральное самочувствие и высокое самоуважение почти любого американца объясняется привыгчныгм переложением:
   хитрости, корыстолюбия, пронырливости и групповой солидарности в ущерб справедливости - на евреев;
   лени, беспечности, суеверия, невежества, нечистоплотности и распущенности - на негров;
   отчего американец постоянно находится в прекрасном самочувствии далеко не худшего из людей.
   Искренние, честные, открытые, сострадательные и доброжелательные люди именно такими видят окружающих, оценивают их по собственным стандартам (Пушкин: «Отелло не ревнив, скорее он доверчив»), а потому вечно проигрывают тем, кто ломится в хозяева жизни.
   заведомо относясь к людям как к собственным отражениям. Яго не верит никому, играя в жизнь, как в карты с человеком, безусловно способным передернуть, и отсюда его жизненный успех.
   В середине 50-х гг. был поставлен несложный психологический эксперимент. Испытуемыми выступили две группы американцев - типичные янки англосаксонских кровей и американцы мексиканского происхождения. Всем им на экране в течение долей секунды предъявлялась картинка, созданная за счет наложения двух слайдов. На одном была изображена сцена бейсбольного матча, на другом - корриды. Результат оказался весьма показательным. Все испытуемыге сетовали на нечеткость изображения и кратковременность экспозиции. Но кое-что они все же разглядели. Янки - бейсбол, чиканос - корриду. Из смутной картинки каждый выхватил то, что было ему более знакомо и близко.
   Малопонятные изображения издавна выступают материалом психологических экспериментов и истпаний. В середине 30-х гг. прошлого века ряд таких методик был объединен в группу так называемых проективных. Их название говорит само за себя: испытуемый, не располагая достаточной информацией, вынужден проецировать на тестовый материал свои собственные переживания, установки и мнения. Оказалось, что многие методы, первоначально созданные для исследования воображения и избирательности восприятия, могут приоткрыть завесу над загадочным миром душевных тайн, в которых человек не рискует признаться никому, порой - даже себе. Сегодня подобные тесты - вроде набора чернильных пятен причудливой конфигурации, созданного швейцарским психиатром Германом Роршахом, - широко используются для исследования и диагностики личности.
   Специалисты изобретают все новые и новые тесты. Это и наборы незавершенных предложений, к которым нужно придумать собственные окончания, и серии сюжетных картинок, из которых требуется составить рассказ, и многое другое. Такое безграничное разнообразие тестового материала порождает неожиданную мысль: а не является ли проекция центральным психологическим механизмом мироощущения человека?
   Окружающая нас действительность бесконечно разнообразна. Люди, которые встречаются нам на жизненном пути, обладают индивидуальными, только им присущими особенностями. Однако каждый из нас видит мир и людей сквозь призму собственных убеждений, настроений и пристрастий. Обыватель, привыкший видеть в политическом лидере мудрого вождя, впадает в оцепенение, столкнувшись с очевидной некомпетентностью государственных мужей. Юноша, перевозбужденный гормональным взрывом, видит в знакомой девушке лишь сексуальный объект и теряется, когда сталкивается с ее стремлением наладить подлинно человеческие, личностные отношения. С подобными примерами мы встречаемся на каждом шагу. И свидетельствуют они лишь о том, что мир гораздо богаче и разнообразней, чем те рамки, в которые его пытается уложить наше субъективное восприятие.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. . 2005.

Проекция
Один из защитных мехапизмов, состоящий в том, что неприемлемые чувства, желания и даже некоторые аспекты личности человек отчуждает от себя и приписывает комуто другому. К примеру, челювек, испытывающий агрессивные чувства по отношению к друтим, отказывается признать у себя наличие подобных чувств. Он проецирует эти чувства на других и заявляет, что окружающие испытывают агрессивные чувства по отношению к нему.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. . 2000.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "проекция" в других словарях:

  • ПРОЕКЦИЯ — (лат., от projicere выставлять). Изображение предмета на плане, на плоской поверхности, по известным геометрическим законам; набрасывание на бумаге положения и формы предмета. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПРОЕКЦИЯ —         (от лат. projectio бросание вперёд, выбрасывание) в психологии, восприятие собств. психич. процессов как свойств внеш. объекта в резуль тате бессознат. перенесения на него своих внутр. импульсов и чувств. П. играет большую роль в процессе …   Философская энциклопедия

  • ПРОЕКЦИЯ — (от лат. projectio букв. бросание вперед), изображение пространственных фигур на плоскости (или на какой либо другой поверхности). Центральная проекция: из определенной точки О (центра проекции) через все точки данной фигуры проводятся лучи до… …   Большой Энциклопедический словарь

  • проекция — вид, отображение Словарь русских синонимов. проекция сущ., кол во синонимов: 6 • звукопроекция (1) • …   Словарь синонимов

  • Проекция — (от лат. projectio бросание вперед) психологический механизм, впервые рассмотренный З. Фрейдом , работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний,… …   Психологический словарь

  • ПРОЕКЦИЯ — ПРОЕКЦИЯ, проекции, жен. (лат. projectio бросание вперед, вдаль). 1. Геометрическое изображение на плоскости, получаемое при проведении перпендикуляров из всех точек данного тела на эту плоскость (мат.). Параллельные проекции. Прямоугольные… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПРОЕКЦИЯ — ПРОЕКЦИЯ, и, жен. (спец.). 1. Изображение пространственных фигур на плоскости. 2. Передача на экран изображений. | прил. проективный, ая, ое (к 1 знач.) и проекционный, ая, ое (ко 2 знач.). Проективная геометрия (раздел геометрии). Проекционный… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПРОЕКЦИЯ — англ. projection; нем. Projektion. 1. Механизм психол. защиты индивида, заключающийся в неосознанном наделении др. индивида собственными чертами и свойствами. 2. Восприятие собственных псих, процессов как свойств внешнего объекта в результате… …   Энциклопедия социологии

  • проекция —         ПРОЕКЦИЯ. 1. Психологический механизм, заключающийся в бессознательном приписывании субъектом имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям. Впервые понятие П. ввел 3. Фрейд, который рассматривал в… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • проекция — проекция. Произносится [проэкция] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»