персонализация

персонализация
(от лат. persona — личность) — процесс, в результате к-рого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность П. заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, к-рые происходят в результате деятельности индивида. Понятие П. в этом значении введено В.А.Петровским. Потребность в П. (потребность быть личностью) — не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аффилиации, стремления к самоопределению и общественному признанию и др.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в П. —деятельность, поскольку именно посредством своей деятельности человек продолжает себя в других людях, транслирует другим свою индивидуальность. Способность к П. представляет собой совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, к-рые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния, преобразующие других людей. Способность к П. обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, с помощью к-рых он может в общении и деятельности осуществлять персонализирующее воздействие. Во многих экспериментальных работах выявлено, что П. субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. При других условиях П. отсутствует. Экспериментально показано (см. принцип отраженной субъектности), что полноценное и социально-позитивное проявление способности к П. обнаруживается в общностях такого типа, как коллектив, тогда как в группах низкого уровня развития П. одного человека (лидера) может оказаться причиной деперсонализации остальных людей.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». . 1998.

персонализация
— процесс, в результате коего субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность персонализации — в действенных преобразованиях сферы интеллектуальной и аффективно-потребностной другого человека, происходящих в результате деятельности индивида. Понятие в этом значении введено В. А. Петровским.
Поскольку единство понятий «индивид» и «личность» не означает их тождественности, возникают различные парадоксы персонализации:
1) теоретически возможно существование индивида, не реализовавшего себя как личность (например, человек, который в силу каких-то обстоятельств оказался исключенным из социального взаимодействия); с другой стороны, возможно существование «личности» (в этом случае квазиличности) вне (без) индивида (например, некие мифические или литературные персонажи), причем преобразующее влияние исторической квазиличности может оказаться не менее действенным, чем влияние иного реально жившего человека;
2) возможна как деперсонализация творца (архитектора, изобретателя и пр.) в результате отчуждения продукта труда от его создателя, так и персонализация посредством присвоения плодов чужого труда; персонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как «трансляция» своих недостатков и ошибок кому-то другому;
3) третий парадокс связан с проблемой бессмертия личного (с позиций материализма): если личность не сводится к ее представленности в конкретном индивиде и продолжается в других людях, то со смертью индивида она не исчезает полностью.
С помощью феномена персонализации можно объяснить многие переживания людей, вызванные трагичностью разрыва между сохраняющейся у них персонализацией индивида и его материальным несуществованием. В подобной ситуации целостная структура личности оказывается разрушенной, сохраняется лишь одно звено — отраженная субъектность индивида как результат его персонализации.
Человека характеризует разная степень выраженности потребности и способности к персонализации. Потребность в персонализации — потребность быть личностью — это не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аффилиации, стремления к самоопределению и признанию, и пр.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в персонализации — деятельность, ибо именно посредством деятельности человек продолжает себя, «транслирует» другим свою индивидуальность.
Способность к персонализации — это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, кои позволяют ему выполнять социально значимые деяния, преобразующие других людей. Она обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, посредством коих он может в общении и деятельности выполнять персонализирующее воздействие. Во многих экспериментах выявлено, что персонализация субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. В иных условиях персонализация отсутствует.
Экспериментально показано (см. принцип субъектности отраженной), что полноценное и социально-позитивное проявление способности к персонализации обнаруживается в общностях такого типа, как коллектив; в группах низкого уровня развития персонализация одного человека (лидера) может стать причиной деперсонализации остальных.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "персонализация" в других словарях:

  • персонализация — сущ., кол во синонимов: 1 • персонификация (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — англ. personalization; нем. Personalisierung. Процесс, в результате к рого соц. отношения принимают личностный характер. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • персонализация — и, ж. personnalisation f. Но в задаче высшего сорта, которая не может быть партийно ограниченной в решительной персонализации и истинной эмансипации. Е. Дюрин Еврейский вопрос. // МГ 1998 9 326 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • персонализация — Подход к управлению знаниями, который ориентирован в большей степени на сохранение необъективированных (скрытых, неявных) знаний. Для этих целей обычно формируются Сообщества, в которых происходит обмен знаниями; выявляются эксперты по отдельным… …   Справочник технического переводчика

  • Персонализация — возможность печати на каждом отдельном экземпляре тиража издания индивидуальных текстовых, цифровых и иллюстрационных данных (адрес, знак, дата, изображение) …   Реклама и полиграфия

  • Персонализация — – 1. усвоение, присвоение, интериоризация, интернализация или, иными словами, процессы или механизмы превращения внешних, социальных побуждений, требований, ограничений и общественного опыта в элементы структуры собственной личности (в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Персонализация карточки — процесс занесения на пластиковую карточку данных, позволяющих идентифицировать саму карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. См. также: Пластиковые… …   Финансовый словарь

  • Персонализация платежной карты — персонализация процедура нанесения на платежную карту и (или) запись в память микропроцессора, на магнитную полосу платежной карты информации, предусмотренной правилами участников расчетов;... Источник: Положение об эмиссии банковских карт и об… …   Официальная терминология

  • Персонализация социальной карты — оформление внешнего вида социальной карты и запись в память и на магнитную полосу персональных данных держателя социальной карты и других данных в соответствии с установленными требованиями... Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства МО от… …   Официальная терминология

  • Персонализация транспортной карты — оформление внешнего вида транспортной карты и запись в память транспортной карты данных в соответствии с установленными требованиями... Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса МО от 19.03.2007 N 40 О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ КАРТЫ …   Официальная терминология


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»