- одиночество
-
— один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. В условиях О. актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности люди персонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей), создают силой воображения партнеров (в ряде случаев в форме ярких эйдетических (см. эйдетизм) образов, спроецированных во сне), с к-рыми начинают разговаривать вслух... По мере увеличения времени нахождения в жестких условиях О. на этапе глубоких психических изменений появляются сверхценные идеи, идеи отношения, деперсонализационные переживания (раздвоение личности) и реактивные галлюцинации.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- одиночество
-
— один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей.При попадении людей в условия одиночества, обусловленного экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, все непосредственные, «живые» связи с другими людьми прерываются, и это вызывает появление острых реакций эмоциональных. В ряде случаев возникает шок психологический, характерный тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями.В меру продолжительности пребывания в условиях одиночества актуализуется потребность в общении. В ответ на невозможность ее удовлетворения люди персонифицируют предметы, животных (от пауков до лошадей), создают воображаемых партнеров (иногда — в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), разговаривают с ними вслух. Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы.На этапе неустойчивой деятельности психической (см. психология экстремальная), при наблюдении за испытуемым в экспериментах с помощью специальной аппаратуры или за заключенными через «глазки», у ряда людей появляются необычные состояния психические, проявляемые в тягостных переживаниях телесной обнаженности или «открытости мыслей». Также появляются доминирующие идеи и отмечаются случаи, когда испытуемые путают сновидения с реальностью (реализованные сновидения). По мере увеличения продолжительности жестких условий одиночества, на этапе глубоких психических изменений появляются идеи сверхценные, идеи отношения, деперсонализационные переживания (раздвоение личности) и галлюцинации реактивные.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- одиночество
-
ОДИНОЧЕСТВО (с. 417)Уединение для души — то же, что диета для тела: умеренное — полезно, чрезмерное - губительно. Культ стройной фигуры породил сегодня повальное увлечение диетами, которое, однако, мало кому идет на пользу. Культ независимой, самодостаточной личности породил диету иного рода, которая также скорее истощает, чем бодрит. Миллионы людей во всем мире страдают от одиночества, от утраты эмоциональной связи с окружающими. Горячие линии «телефонов доверия» раскалены от звонков отчаявшихся людей, лишенных главной человеческой ценности - общения. Неужели изоляция и отчуждение - неизбежная плата за прогресс цивилизации?В известном смысле, одиночество бывает даже полезно. Альберт Эйнштейн, проведший изрядную часть своей жизни в добровольном уединении, утверждал: «Я не знаю лучшего занятия для ученого, чем сторожить маяк». Научная продуктивность Эйнштейна - лучшее подтверждение его правоты. Действительно, для полноценной творческой Деятельности уединение просто необходимо. Без этих часов, дней и месяцев одиночества ни один творец, ни один изобретатель не смог бы достичь значительных результатов, максимально реализовать свои возможности.Уединение чрезвычайно полезно и для переосмысления своих отношений с людьми, для осознания ценности общения. У некоторых народов существует обычай оставлять юношей, достигших определенного возраста, в одиночестве на некоторое время. Это испытание многому учит взрослеющих мужчин. Юноши начинают понимать, как трудно выжить в одиночестве, насколько жизнь лишается смысла, когда существуешь лишь для себя. Молодой человек начинает больше ценить и беречь свои связи с людьми.В одной из японских систем самоусовершенствования есть испытание под названием «моритао». Оно считается самым тяжелым, хотя человек не подвергается никаким физическим лишениям. Он должен удалиться в пещеру на неделю или более длительный срок, при этом запрещается говорить даже с самим собой. Прошедшие через это испытание радуются потом всякой встрече и разговору, но что самое интересное - у них обостряется желание не столько говорить, сколько слушать и сопереживать.Вот почему человеку необходимо иногда уединяться. В состоянии добровольного одиночества мы, как никогда, ясно можем переосмыслить наши отношения с другими людьми, вслушаться в свои мысли, текущие свободно и полнокровно, не смущаемые ни шумом, ни повседневной суетой.Однако, как говорили древние, все есть лекарство, и все есть яд - важна только мера. Очевидно, что одиночество способно врачевать. Но чем грозит «передозировка» этого лекарства?В 1895 году английский путешественник Джошуа Слокам уединился от мира по собственному желанию. На своей яхте «Спрей» он совершил кругосветное путешествие, продолжавшееся два года два месяца и два дня. Многие одинокие мореплаватели потом повторяли его слова: «Я чувствовал себя безнадежно одиноким. Мне было страшно. Любая опасность, даже самая маленькая, в моем сознании вырастала до непреодолимой. Все смешалось в памяти. Смеющиеся и плачущие голоса непрерывно рассказывали мне разные истории... »Также по своему желанию уединился и Ричард Бард. В 1938 году он шесть месяцев провел в избушке среди льдов Антарктиды. На самом себе он поставил своеобразный эксперимент, стараясь выяснить, как длительное уединение воздействует на человека. Трудности быта не страшили исследователя, к тому же он действительно любил покой и тишину.Но уже через три месяца отважный и тренированный Бард впал в глубокую депрессию. «Думаю, что человек не может обойтись без общения с другими людьми, как не может жить без фосфора и кальция... - признавался он впоследствии. - Все действия казались мне незаконченными, неполными, бесцельными, лишенными связи с внутренними переживаниями или желаниями... Сотни горьких, навязчивых воспоминаний наплывали на меня ночами... Мои мысли требовали все меньше слов, я месяцами не стригся, стал рассеян... »Некогда хладнокровный, Бард начал бояться буквально всего: не упадет ли на него потолок, не угорит ли он от печки. Питание стало нерегулярным. Он перестал мыться. В те дни он запишет: «Я искал здесь покоя и духовного обогащения, но теперь ясно вижу, что обретаю лишь разочарование и безысходность... »Этот факт подтверждает, что здоровый, нормальный человек, вынужденный жить как отшельник в течение нескольких месяцев, впадает в глубокую депрессию и начинает терять навыки элементарной бытовой культуры.И это понятно. Условия, в которых формировался человек, определили его социальную сущность. Один он легко мог погибнуть. Принадлежность к человеческому сообществу была важным условием его выживания. Все в человеке укрепляло его связи с другими людьми. И всякий, кто по какой-то причине предпочитает удалиться от людей, рано или поздно признает правоту одного из героев Хемингуэя: «Человек один не может ни черта... »Практика психотерапевтов и психологов-консультантов свидетельствует: все чаще жалуются на одиночество те, кто, казалось бы, вовсе не имеет на то оснований. Одиноким может ощущать себя и юноша, живущий с родителями, и молодой человек, еще не создавший семьи, но проживающий в тесном сообществе студенческого общежития, и взрослый человек, имеющий семью и детей. То есть одиночество — это не столько формальное «внеобщественное» состояние, сколько психологическое ощущение, которое люди могут испытывать даже в ситуации весьма насыщенного общения.От подобного чувства, которое способно вызвать неврозы и депрессию, врачи не знают лекарств. Единственное, что может помочь, - это поиски пути к людям, налаживание полноценных отношений с окружающими. Многие лишены этого по собственной вине. Сознательно или бессознательно они воздвигают между собой и другими людьми барьеры. Ненасытная потребность человека в самоутверждении или его неоправданно завышенная самооценка, когда в центре внимания стоит только собственный успех, могут породить глубокое одиночество.Человек, всецело сосредоточенный на своих ощущениях, тоже может быть очень одиноким. Непрерывно копаясь в своих проблемах, он прислушивается только к себе. События собственной жизни и свое внутреннее состояние представляются ему исключительными. Он мнителен, полон мрачных предчувствий и часто сосредоточен на негативных сторонах жизни. Его беспокойство не проходит и в окружении людей. Наоборот, любой встречный подчас воспринимается им как потенциальный носитель опасности. Такой человек редко вызывает симпатии.Наконец, одиноким может стать человек застенчивый, полный комплексов, который недооценивает достоинства своей личности и боится, что будет неинтересен другим. Поэтому он предпочитает держаться в тени. Занятые своими проблемами, окружающие не отвергают его, но чаще всего просто не замечают. Ушедший в свою скорлупу, он тщетно ожидает, что будет понят, что кто-то догадается, как ему нужен друг.Можно ли помочь этим людям? Иногда для этого требуется помощь квалифицированного психолога. Но здравомыслящий человек способен и сам преодолеть свое отчуждение, если осознает нелепость тех барьеров, которые отделяют его от окружающих.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.