обучение проблемное

обучение проблемное
— система методов и средств обучения, основой коего выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания ситуации проблемной и управления поиском решения проблемы. Организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащегося с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе коего он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В деятельности совместной с преподавателем учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, способов или условий действия; как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию предмета.
Усвоение новых знаний при этом происходит как их самостоятельное открытие учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов:
1) возникновение познавательной потребности, локализуемой в определенном учебном материале;
2) овладение новыми обобщенными знаниями, нужными для выполнения определенных задач.
В обучении проблемном путем создания ситуации проблемной моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления творческого. Компонентами этой ситуации являются объект и субъект познания и их мыслительное взаимодействие, особенности коего зависят от учебного материала и дидактических приемов организации познания. Средством управления мышлением учащихся служат проблемные и информационные вопросы. Проблемные вопросы указывают на существо проблемы учебной и на область поиска еще неизвестного учащемуся знания. Оптимальный материал для моделирования ситуаций проблемных предоставляет история науки и техники.
В обучении проблемном принцип проблемности реализуется:
1) в содержании учебного предмета — это достигается разработкой системы проблем, отражающих основное содержание учебной дисциплины;
2) в ходе развертывания этого содержания в процессе учебном — это достигается построением обучения проблемного по диалогическому типу, где и преподаватель, и учащиеся проявляют интеллектуальную активность и инициативу, заинтересованы в обмене суждениями, обсуждают альтернативные варианты решений.
В таком обучении с помощью системы проблем учебных и обусловленных ими ситуаций проблемных моделируются исследовательская деятельность, взаимодействие социальное и диалогическое общение ее участников. Так создаются условия для продуктивного мышления, для развития личности учащегося и его социальных отношений.
Система обучения проблемного содержит этапы обучения:
1) информационные — не требующие творческой активности личности;
2) тренировочные — включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения.
Различаются три формы обучения проблемного:
1) изложение проблемное — когда учитель сам ставит и решает проблему;
2) обучение совместное — при коем учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися;
3) обучение творческое — при коем учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "обучение проблемное" в других словарях:

  • ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ — ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ. См. проблемное обучение …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Обучение проблемное —     активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом О.п. является выдвижение и обоснование проблемы (сложной… …   Педагогический терминологический словарь

  • Обучение проблемное — активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом О. п. является выдвижение и обоснование проблемы (сложной… …   Педагогический словарь

  • ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ — организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащегося с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить,… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Обучение — 1. процесс приобретения с помощью школьных программ, педагогов и воспитателей относительно несложных навыков (речевых, счётных, трудовых и т.п.) и элементарных сведений, дающих возможность адаптироваться к повседневным обстоятельствам жизни; 2.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — обучение, при к ром преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению уч. проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоят. поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. П …   Российская педагогическая энциклопедия

  • проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе к рого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — (англ. problem education). Обучение, предусматривающее создание на уроке проблемных ситуаций и обсуждение возможных подходов к их решению, в ходе которого обучаемые учатся применять ранее усвоенные знания и приобретенные навыки и умения и… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Проблемное обучение —     обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых… …   Педагогический терминологический словарь

  • Проблемное Обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит к …   Психологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»