леворукость

леворукость
— доминирование левой руки, коя становится ведущей — прежде всего в силу врожденного доминирования правого полушария мозга головного. В нейропсихологическом исследовании существует положение о важности учета доминантности полушарий мозга головного у больных с локальными мозговыми поражениями. При леворукости происходит изменение симптомов, характерных для правшей при поражении у них полушария левого или правого. Так, при поражении речевых зон полушария левого у левшей отсутствуют нарушения речевые афазического типа (см. афазия); наоборот, при поражении полушария правого они могут возникнуть.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.

леворукость
Категория.
Характеристика двигательного навыка.
Специфика.
Врожденное или вынужденное использование левой руки в качестве ведущей.

Психологический словарь. . 2000.

ЛЕВОРУКОСТЬ
(англ. left-handedness) — врожденное или вынужденное пользование левой рукой. Человек, которому свойственна врожденная Л., называется левшой. Врожденная Л. м. б. наследственной или возникнуть в период внутриутробного развития. Кроме явной Л. бывает скрытая Л. Лица с такой Л. приучены с детства пользоваться правой рукой (есть, писать, работать), но при непривычных действиях или в состоянии аффекта они пользуются левой. Существует много морфологических и функциональных признаков скрытой Л. К первым относятся: большая величина левой руки, большее развитие вен на тыльной стороне левой кисти, большая ширина ногтя левого мизинца, лучшее развитие мимической мускулатуры слева и др. Функциональные признаки скрытой Л.: у левшей при сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается сверху, при аплодировании активнее действует левая рука и др.
Наличие врожденной Л. в явной или скрытой форме необходимо учитывать при нейропсихологическом исследовании больных с локальными поражениями мозга, т. к. в подобных случаях изменяются закономерности проявления функциональной специализации полушарий головного мозга (см. Латерализация функций, Межполушарная организация психических процессов) и отсутствуют или изменены симптомы, характерные для поражения левого или правого полушария (напр., при поражении речевых зон левого полушария отсутствуют афазические нарушения речи). У левшей поражение правого «субдоминантного» для правшей полушария ведет иногда к возникновению речевых расстройств.
Вынужденная Л. обусловливается повреждением или заболеванием правой руки, влекущим за собой невозможность пользоваться ею.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. . 2003.

леворукость
   ЛЕВОРУКОСТЪ (с. 347) - предпочтительное использование левой руки для выполнения различных действий. В некоторых случаях обусловлена повреждением или заболеванием правой руки, повлекшим невозможность пользования ею (так называемая вынужденная леворукость). Чаще носит врожденный характер и естественным образом проявляется уже на первом году жизни ребенка. Кроме явной, часто встречается скрытая леворукость, при которой человек с детства приучен пользоваться правой рукой, но при выполнении непривычных действий или в состоянии эмоционального возбуждения пользуется левой.
   В западной культуре отношение к леворукости присутствует достаточно явно. Это находит свое отражение даже в языке. Так, в английском языке слова «правый» и «левый» имеют вполне определенное значение. «Правый» восходит к англосаксонскому корню, обозначающему «прямой», «правильный», «честный», а «левый» — к слову «слабый». Соответственно в словаре Вебстера перечисляются значения прилагательного «леворукий» (left-handed): а) отмеченный неуклюжестью или неумением; б) проявляющий неискренность или уклончивый; в) подлый, склонный к интриганству и зловредным затеям. Комплимент, по сути представляющий завуалированное издевательство, называют left-handed compliment.
   Французское слово gauche - «левый» - означает «неуклюжий», «неловкий», «нечестный». Итальянское тапса, mancino - «левый» - означает «утомленный», «испорченный», «дефектный», «лживый». Испанское слово zurdo — «левая рука», a zurdas - «ложный путь»; по ser zurdo - «быть очень умным», а буквально - «не быть леворуким». Немецкое link - «левый», a linkish - «неловкий».
   Почему же в словах «левый», «левша» содержится такая предвзятость по отношению к леворуким? Автор книги «Леворукие люди» М.Баксли полагает, что в закреплении предубеждения против леворуких более, чем любые другие заявления, повинна картина Страшного Суда в Евангелии от Матфея. Вот канонический текст: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей, и все ангелы с Ним, тогда сядет Он на престоле славы Своей... Тогда скажет Царь тем, кто по правую сторону Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от основания мира...» Тогда скажет и тем, кто по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его...» (гл. 25: 31, 34, 41).
   Впрочем, оценочное разведение правого и левого уходит корнями в еще более глубокую древность. Противоположность правого и левого служила источником многочисленных мифов и символов в истории человечества. Характерно, что в различных культурах, разделенных пространством и временем, символические ряды, связанные с правым и левым, очень сходны. В Древней Греции Пифагорейская таблица противоположностей связывала правое с ограниченным, единственным, мужским началом, покоем, светом, добром, тогда как левое ассоциировалось с неограниченным множеством, женским началом, движением, тьмой, злом. Древние архетипические представления об асимметрии сохранились у многих современных народов. Так, жители Танзании соотносят правое с мужчиной, силой, умом, прохладой, тогда как левое - с женщиной, слабостью, глупостью и жарой. На языке народности йоруба, населяющей Нигерию, левую руку называют «ово оси» - «негодной», а во многих районах, где живут представители этой народности, левшей вообще считают ненормальными людьми.
   Редким исключением можно считать японскую и китайскую традицию. Еще в 1883 г. ювестный педагог М.М.Манасеина писала, что в Японии левши пользуются не презрением, как в Европе, а уважением; их считают особо искусными людьми. В Китае левая сторона является почетной. Однако предпочтение все же отдается правой руке. Как заметил новозеландский психолог М.Корбалис, «китайцы наделяют левую руку высокими достоинствами, но не любят, чтобы их дети ели ею».
   Во все времена и у всех народов левши представляли собою исключение из правила, были не такими, как все. А значит, по законам обыденного сознания, — либо лучше других, либо хуже. (Отголоски этих представлений по сей день воплощаются в противоречивых концепциях леворукости.) Большинство всегда неохотно признает преимущества меньшинства. Разумеется, леворукость монарха - будь то Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий или Наполеон - всегда расценивалась как свидетельство божественной исключительности. В целом же левшам, как правило, доставалась роль изгоев. Нормой считалась праворукость. Рассмотрим подробнее, как сложилось это представление о норме и какие трактовки получило отклонение от нее.
   Вероятно, представление о преимуществе праворукости сложилось под влиянием того бесспорного факта, что праворукость преобладает в человеческой популяции, более того — это преобладание является исключительно человеческим свойством.
   функциональная асимметрия имеет место и в животном мире, на более ранних ступенях эволюции. Этот факт долгое время ускользал от внимания исследователей. Лишь в 60-х гг. XX в. при тщательном изучении поведения животных обнаружилось множество интересных фактов. Оказалось, что у животных существует устойчивая «лапость», то есть крыса, собака, обезьяна предпочитают манипулировать одной из передних лап, и это предпочтение сохраняется в течение жизни. Однако, в отличие от человека, количество «праволапых» животных приблизительно равно количеству «леволапых».
   У млекопитающих, земноводных, рыб помимо предпочтительной «лапости» была также обнаружена и асимметрия мозга. Наиболее впечатляет асимметрия мозга у певчих птиц. Способность петь у кенара пропадает при повреждении левой, но не правой стороны мозга. Эти данные подтверждают тот взгляд, что асимметрия мозга и поведения появилась на ранних этапах эволюции и асимметрия мозга и поведения человека - пример действия фундаментального биологического принципа.
   Несмотря на скудость археологических и антропологических данных, удалось установить, что древний человек и его ближайшие предки были в основном праворукими. Так, анализ проломов на черепах бабуинов, которых использовал в пищу австралопитек, живший около двух миллионов лет назад, показал, что удары наносились, главным образом, правой рукой. Каменными орудиями, которые оставил синантроп, удобнее работать правой рукой.
   Еще одно свидетельство удалось обнаружить при тщательном изучении... зубов древних людей. Судя по всему, пещерный человек ел в той же манере, которую можно и сегодня наблюдать у некоторых народов Севера: надкусывал крупный кусок мяса и ту часть, которую собирался разжевать, отрезал ножом, удерживая ее зубами. Понятно, что при этом нож нередко соскальзывал, травмируя рот. Исследование царапин на зубах древних людей позволило заключить, что режущее орудие большинство из них держали правой рукой.
   Среди наскальных рисунков преобладают изображения левой руки. Если доисторический художник использовал в качестве модели собственную руку, то работал он, очевидно, правой.
   Первое письменное свидетельство о частоте леворукости можно найти в Библии, в Книге Судей. Там повествуется о том, как в 1406 г. до н.э. в армии сынов колена Веньяминова, насчитывавшей 26 700 воинов, было отобрано 700 левшей, которые отличались исключительной меткостью при бросании камней из пращи. Таким образом, доля леворуких в войске составила 2,4%. Эта цифра отличается от современных данных, однако она, вероятно, не вполне точна, так как доподлинно неизвестно, были ли праворукими все остальные воины, не прошедшие отбора по критерию меткости.
   Очевидно, что левши всех рас и культур в прошлом и настоящем находятся в меньшинстве среди праворукого окружения. Правда, время от времени появляются гипотезы, что представители той или иной культуры были преимущественно леворукими. Так, высказывалось предположение, что древние иудеи были левшами, с чем связано направление письма на иврите справа налево. Однако изучение истории письменности показывает, что в древности, ранее 1500 г. до н.э., письмо справа налево и слева направо было одинаково распространено. Постепенное вытеснение первого направления связано скорее всего с социокультурными причинами, так как нет данных об историческом росте числа праворуких, а вот косвенные свидетельства стабильного соотношения леворуких и праворуких в человеческой популяции существуют. Так, при изучении образцов изобразительного искусства от Древнего Египта до наших дней выяснилось, что на картинах в 86-90% случаев изображены правши, и это положение не меняется на протяжении последних тысячелетий.
   Каково же соотношение левшей и правшей в человеческой популяции? Как ни странно, ученые задались этим вопросом сравнительно недавно. Первые статистические данные такого рода были получены в конце XX в. На протяжении ряда лет результаты различных исследований были довольно близки: частота леворукости оценивалась в 4,6% (Огль, 1871), 4,3% (Ломброзо, 1892), 4,6% (Штиер, 1911), 4,8% (Лурия, 1947). На этом фоне чрезвычайно важным представляется то обстоятельство, что за последние 50 лет удельный вес леворуких в европейской популяции возрос в 3—4 раза, что обосновано почти повсеместным прекращением переучивания левшей, утверждением более терпимого к ним отношения.
   Рождающийся левшой подчас испытывает непреодолимые трудности, приспосабливая себя к неудобному для него правому миру. На протяжении веков леворукость оказывалась препятствием в овладении ремеслом. Подчиняясь сложившемуся укладу жизни общества, левша должен развиваться не по предписанным ему физиологическим законам, пользуясь более естественной для него левосторонней активностью, а напротив, вынужден подавлять эту активность, воспитывать в себе правосторонний тип поведения. Но левосторонний тип поведения все равно остается для левши естественным, физиологичным. В состоянии утомления, при снижении внимания, в момент переживания аффекта или в стрессовой ситуации левша начинает пользоваться левой рукой.
   М.Гарднер замечает: «Многие мелочи постоянно раздражают левшу в правом мире. Он входит в метро — щель монетоприемника в пропускном автомате расположена справа. Он хочет позвонить из автомата - дверь в будку неудобно открывать левой рукой, и трубка висит слева, чтобы освободить руку для таких действий, как доставание и опускание в прорезь монеты, набор номера телефона, производство записей и т.д. Отдавали ли вы себе отчет в том (если вы не левша), что все ручные часы рассчитаны на правшей? Наденьте свои часы на правую руку и попробуйте их завести, тогда вы поймете, какое неудобство для левши помещенная справа заводная головка. Все руководства для обучения любому ручному труду неизменно рассчитаны на людей, работающих правой рукой. Девочка-левша, которая хочет научиться вязать, или мальчик-левша, желающий освоить карточные фокусы, должны «переводить» соответствующие руководства на свой язык».
   Ему вторит Л.Понте: «Двадцать пять миллионов американцев каждое утро оказываются в положении Алисы в Зазеркалье, где все неудобно: дверные ручки не слева, а справа, не с той стороны рычаг переключения передач в автомобиле, даже консервный нож движется в обратном направлении».
   Канадский психолог СКорен обратил внимание на то, что процент левшей в популяции по мере старения уменьшается. По его данным, среди двадцатилетних почти 13% левшей, а вот среди восьмидесятилетних они составляют менее одного процента. Причем дело тут даже не в переучивании. Подобрав статистику несчастных случаев на 4 года среди почти двух тысяч молодых людей, Корен обнаружил, что левши на 20% чаще праворуких подвергаются спортивным травмам, на столько же чаще у них бывают несчастные случаи на работе и на 40% - в быту. Они на 54% чаще правшей травмируют себя орудиями и на целых 85% чаще попадают в дорожные происшествия, находясь за рулем. Вот почему средняя продолжительность жизни левшей оказывается ниже, чем у населения в целом, и к старости их доля среди сверстников уменьшается.
   В разных странах мира все чаще раздаются призывы осуществить меры, направленные на уменьшение или снятие трудностей, с которыми сталкивается левша, живя и трудясь в правом мире. Специальная ассоциация создана в Бразилии (Сан-Паулу), где насчитывается 13 миллионов - более 10% населения страны - левшей. Она борется за выпуск 10% школьных принадлежностей, орудий труда и предметов быта в зеркальном варианте. Надо отметить, что во всем мире уже выпускается множество товаров для левшей, в том числе напоминающих предметы зазеркального мира. Таким образом, все более четко осознается необходимость создания в правом мире субкультуры для левшей.
   Научное исследование проблемы леворукости имеет сравнительно недавнюю историю. С конца XX в. широко дискутируется вопрос о происхождении леворукости. При этом выделяются три основные направления: «генетическое», «культурное» и «патологическое».
   Начиная с 1871 г., когда В.Огль установил высокую частоту семейного левшества, обсуждается модель генетического детерминирования леворукости. В пользу этой модели свидетельствуют результаты обследования усыновленных детей. «Рукость» таких детей коррелирует с «рукостью» биологических родителей, а не тех, кто их воспитывает.
   Альтернативный подход представляют теории, рассматривающие леворукость как следствие влияния разнообразных социальных и культурных факторов. Об отсутствии наследственной предрасположенности к мануальному приоритету, зависимости моторной асимметрии от процессов воспитания, условий жизни и опыта говорят работы многих авторов. В частности, в психоаналитической трактовке леворукость расценивается как следствие эмоционального негативизма, практически не зависящее от биологических корней.
   Наряду с концепциями генетической и социокультурной обусловленности леворукости широко распространено представление о ее патологическом происхождении. Крайней точки зрения придерживается П.Бакан, утверждающий, что любое проявление леворукости есть следствие родовой травмы. По мнению А.П.Чуприкова, изменение моторного доминирования — одно из объективных доказательств врожденной энцефалопатии. Подтверждением подобных взглядов считается факт значительного увеличения числа левшей среди близнецов, особенности пренатального развития которых располагают к развитию церебральной недостаточности.
   Промежуточной позиции придерживаются авторы, считающие, что лишь часть левшей являются таковыми вследствие пре- и перинатальных мозговых поражений, а остальные становятся леворукими под влиянием иных (генетических и социальных) факторов.
   Таким образом, исчерпывающий ответ о природе леворукости по сей день не дан.
   Проблема леворукости — отнюдь не только научная. Особую значимость имеет ее прикладной педагогический аспект. Впрочем, до недавнего времени в отечественной школе эта проблема не ставилась, а фактически видоизменялась в проблему переучивания. Хотя с давних пор этот вопрос активно дискутируется в мировой литературе. В 1911 г. Г.Липман счел вмешательство в нормальное развитие леворукого ребенка по меньшей мере неуместным, указав, в частности, на возможные затруднения при обучении письму (при том, что письмо левой рукой формируется легко и без напряжения). В 1924 г. А.А.Капустин высказался за то, чтобы правилом в обучении леворуких стало «воспитание» левой руки. В 1948 г. Е.А.Аркин назвал «физиологической ошибкой» переучивание леворуких детей, мешающее их физическому и интеллектуальному развитию, способствующее формированию невротических состояний из-за игнорирования «природной направленности и одаренности натуры». Учет последних повышает эффективность обучения и социальных достижений, избавляет от множества трудностей, возникающих при переучивании.
   Опыт разных стран мира по обучению детей-левшей весьма несходен. В развитых странах, например в США и Великобритании, отказались от переучивания леворуких детей. Разрешено и поощряется письмо левой рукой. Выросло уже несколько поколений леворуких, активно использующих в практике доминантную руку.
   В нашей стране исследования детей-левшей по сей день разрозненны, не подчинены общей цели. Единый педагогический подход практически отсутствует. В большинстве школ начинает преобладать терпимое отношение к левшам, однако сохраняются и рецидивы насильственного переучивания. Последнее в немалой мере обусловлено консервативной позицией некоторых родителей, считающих леворукость своих детей недостатком, требующим исправления. Это мнение неверно. Леворукие в полной мере способны к осуществлению любых двигательных актов, в том числе и относящихся к тонкой моторике (письмо, рисование и т.п.) Левша нормально проходит все стадии физического и психического развития и становится абсолютно полноценной личностью. Интеллектуальные затруднения и болезненные проявления, которые в ряде случаев действительно свойственны левшам, порождены их насильственной ассимиляцией в мире праворуких. Естественно, что в таких условиях дети подвергаются большему нервному напряжению, чаще дают срывы в поведении, хуже учатся. Принуждение левшей, наказания за их «недостаток» часто приводят к психическим травмам и неврозам, которые проявляются, в частности, в речевых нарушениях, в том числе — заикании.
   Показателен следующий эксперимент. Когда левшей, приученных писать правой рукой, просили выполнить письменную работу сначала правой, а затем левой рукой, то оказалось, что левая рука у них значительно «грамотней». При работе правой они писали медленнее и совершали заметно больше ошибок. При этом отмечалось напряжение мышц не участвующих в письме, учащенное сердцебиение, подъем артериального давления, эмоциональное напряжение. Этот опыт объясняет то, почему левши при переучивании учатся хуже. Если же не совершать насилия над их природой, то они добиваются не меньших успехов, чем правши.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. . 2005.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "леворукость" в других словарях:

  • Леворукость — врожденное или вынужденное использование левой рукой в качестве ведущей …   Психологический словарь

  • Леворукость — Левша человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Антоним к термину «левша» «правша». Среди людей левши составляют примерно 15 %[1], то есть левшой является каждый шестой. Человек, являющийся левшой, в основном, использует… …   Википедия

  • Леворукость — генетически обусловленное предпочтение в использовании левой руки при выполнении целенаправленных действий (письмо, рисование и др.). Леворукость может быть латентной, спонтанно выявляющейся в аффекте или в тестах. О наличии последней могут… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Леворукость — I Леворукость преимущественное пользование левой рукой при выполнении различных действий, обусловленное генетически детерминированным доминированием правого (а не левого, как у правшей) полушария. Наблюдается у 1 7% людей. Описаны случаи… …   Медицинская энциклопедия

  • леворукость — kairiarankystė statusas T sritis švietimas apibrėžtis Kairės rankos dominavimas rašant, dirbant. Jį lemia įgimtos organizmo savybės (genotipas) arba išmokimas veikti kairia ranka (fenotipas). Kairiarankystė nėra trūkumas – ji taip pat natūrali… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • леворукость — kairiarankystė statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Naudojimasis daugiau kaire ranka negu dešine. Kairiarankystė dažniausiai yra įgimta ir žmogui nekenkia. Kairiarankiai sportininkai (pvz., sportinių žaidimų ir dvikovos sporto… …   Sporto terminų žodynas

  • Леворукость В Нейропсихологическом — исследовании положение о важности учета доминантности полушарий головного мозга у больных с локальными мозговыми поражениями. При леворукости происходит изменение симптомов , которые характерны для правшей при поражении у них левого или правого… …   Психологический словарь

  • ЛЕВОРУКОСТЬ СКРЫТАЯ — леворукость, сочетающаяся с наличием выработанных навыков выполнения некоторых действий правой рукой (письмо, пользование столовыми приборами и т.п.) …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • леворукость скрытая — сформированные у левшей обучением навыки использования правой руки как ведущей. При леворукости скрытой дети научаются действовать преимущественно правой рукой есть, писать, трудиться и прочее, но в особых условиях (например, в состоянии аффекта) …   Большая психологическая энциклопедия

  • леворукость в нейропсихологическом исследовании — Категория. Положение о важности учета доминантности полушарий головного мозга у больных с локальными мозговыми поражениями. Специфика. При леворукости происходит изменение симптомов, которые характерны для правшей при поражении у них левого или… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»